МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Большое дерево» в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова

c 7 декабря 2018 по 25 февраля 2019Волгоградская область
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова представляет выставку «Большое дерево» (живопись, скульптура, графика, декоративно- прикладное искусство из фондов ВМИИ).

Экспозиция «Большое дерево» открывает серию необычных выставок «Вещество искусства», которая на протяжении ряда лет будет знакомить с произведениями из фондов ВМИИ, отобранными в соответствии с материалом, послужившим для них основой. Дерево, стекло, металл, глина- не просто безразличные материи, но стихии, в диалоге с которыми рождается искусство. Именно они в значительной мере определяют характер образа и выбор художественных приемов.

Выставка «Большое дерево» посвящена излюбленному в России материалу - живому, теплому и богатому смыслами. Обращение к нему связано с древними традициями, но дерево охотно допускает и новаторские эксперименты. Зритель увидит более 120 работ XIX-XXI вв., созданных мастерами всех видов искусства. Они впервые встречаются в одном экспозиционном пространстве под знаком дерева- как материала, символа и образа.

В проект включены старинные произведения народного искусства (прялки, ковши, пряничные доски и др.); работы мастеров Городецкого и Хохломского промыслов; Богородская и Сергиево- Посадская резная игрушка. С ними соседствуют полотна живописцев- шестидесятников Н. Андронова, П. Никонова, для которых обращение в ХХ в. к эстетике, возникшей в работе резцом и топором было знаком приобщения к подлинному, вечному, глубоко национальному.

Наиболее очевидно свойства дерева проявляются в искусстве скульптуры. В экспозицию включены работы известных столичных и волгоградских мастеров: В. Ватагина, П. Малкова, В. Безрукова, Н. Павловской, М. Павловского, Ю. Сегаля, В. Стамова, В. Пономарева, О. Дедова и др. Русская деревянная скульптура имеет многовековую традицию. ХХ век наряду с освоением новых материалов проявил горячий интерес к традициям языческих культур, древнерусскому искусству и народному творчеству. В начале 1930-х гг. в Москве даже была организована «Бригада скульпторов, работающих в дереве», куда вошел и гениальный анималист В. Ватагин, чьи работы «Гриф» и «Обезьянка» демонстрируются на выставке. Дерево обладает уникальными свойствами для скульптора: из его массивного блока можно ваять, как из камня; строить форму в расчете на силуэт и сквозную структуру; его можно рубить и раскалывать, полировать или оставлять «открытой» текстуру; расписывать; играть на контрасте фактуры слоев; «обнажать» творческий процесс и т.д. Могучая, стихийная работа волгоградского скульптора Олега Дедова «Дочь степей» построена на противопоставлении случайностей, капризов природных фактур и точно проработанной формы. Творчество Василия Стамова вступает в диалог с классическими традициями. Он превращает дерево в особую драгоценную материю, тщательно обрабатывая поверхность, выявляя точеный силуэт совершенной фигуры («Задумчивость»). При всем различии авторских позиций, к дереву скульпторы неизменно обращаются, когда стремятся подчеркнуть нравственную чистоту, ясность, следование законам мироздания.

В каком бы виде искусства ни разворачивался диалог художника с деревом - он происходит всегда на равных. Дерево нельзя перебарывать, высокое искусство здесь состоит в умении точно почувствовать и раскрыть собственный характер одушевленного материала, его природный образ.

Особый раздел экспозиции посвящен искусству ксилографии - самой древней технике гравюры, получаемой с резных деревянных досок. В нашей стране в ХХ веке она вышла на высочайший уровень выразительности и технической сложности. Создатель школы, реформатор гравюры на дереве и искусства книги Владимир Фаворский представлен иллюстрациями к «Слову о полку Игореве» и «Королю Лиру». Зритель сможет полюбоваться и произведениями таких прославленных мастеров ксилографии, как А. Гончаров, Г. Епифанов, Ф. Константинов, Л. Хижинский и др.

В то же время, дерево - не только материал, но и один из основополагающих культурных символов, воплощающий представления о единстве мира и связи времен. Древо жизни, мировое древо - древнейший магический мотив, оберегавший наших предков и никогда не исчезавший из искусства. Сегодня для человека, зажатого в рамки цивилизации, оно говорит о безграничной свободе и жизни, не скованной условностями (таковы пейзажи П. Кончаловского, А. Лентулова, А. Самохвалова, И. Лизака, Н. Ромадина, А. Осмеркина, Е. Моисеенко и др.). Русский пейзаж насыщен тончайшими оттенками чувств и настроений. Дерево в искусстве зачастую очеловечивается, трактуется как метафора жизненного пути. Его хрупкость и мощь, шрамы от пережитого и непременное возрождение, способность давать побеги, цвести и плодоносить, возможность идти вглубь и тянуться ввысь востребованы искусством для того, чтобы сказать о природе человека. Оттого берут за живое, воспринимаются как откровения психологически насыщенные «портреты» и жизнеописания деревьев (С. Щербаков «Ветлы», А. Легенченко «Дуб, видевший Степана Разина», Г. Чумичев «Старость. Посвящение бабушке Логинвой Прасковье»). Дерево - это и знак целостности смыслов, упорядоченности мироустройства, потому философские подтексты явственно ощутимы во многих произведениях выставки (Е. Кибрик «Дерево, перебитое снарядом», В. Нилов «Шаманское дерево», Г. Калмахелидзе «Древо власти» и др.).

Однако природные формы для художника – это и неограниченные возможности для живописных экспериментов, создания нового искусства. Фейерверк разнообразных стилистических подходов делает путешествие по выставке через леса, сады, деревни сквозь разные времена года захватывающим приключением. На экспозиции соседствуют произведения реалистические и условные, этюдные и концептуальные, исповедальные и иронические: от изысканных световых миражей П. Зарона до трагической монументальности А. Легостаева («Обрезка дерева»), от лаконичных плакатных решений В. Попкова до фантастического примитивизма Ф. Семенова-Амурского, от тончайшей лирики А.Осмеркина до жизнеутверждающей мощи П. Кончаловского. Большая часть работ, посвященных красоте наших мест, была создана волгоградскими мастерами разных поколений: В. Лосевым, Ф. Сухановым, П. Шардаковым, В. Тихоновым, С. Щербаковым, Т. Потокиной, Н. Пироговой, А. Легенченко, А. Горябиным, В. Макаровым и др.

Проект «Большое дерево», пронизанный любовью к природе, истории и к искусству, адресован взрослым и детям, профессионалам и молодежной аудитории, изучающей искусство. Он, как и вся выставочная серия, призван продемонстрировать шедевры коллекции музея, познакомить с особенностями искусства разных народов и эпох, раскрыть отношения творца и мира. В рамках работы выставки пройдет серия просветительских мероприятий, лекций, мастер-классов; в экспозицию включено особое творческое пространство

www.museum.ru/N71709
Ваше мнение »»

»»Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Адрес:Волгоградская область, г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, 21
Проезд:Скоростной трамвай до ст. "Комсомольская", троллейбусы №№ 8, 12, 2 до ост. "Ул. Порт-Саида"
Телефоны:(8442) 24-16-79; 38-24-44
URL:mashkovmuseum.ru/
EMail:volgmuz_art@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru