МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа на выставке в Белгороде

c 24 ноября 2018 по 25 февраля 2019Белгородская область
С 24 ноября 2018 года в Белгородском государственном художественном музее в рамках Дней Эрмитажа-2018 в Белгороде открывается выставка «РАДОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ ЧУВСТВ. Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа».

В составе экспозиции, посвященной одному из самых интересных жанров живописи, – натюрморту ? более сорока произведений ведущих художественных школ Западной Европы XVI-XIX веков: Фландрии, Голландии, Италии, Германии и Франции.

Выставка дает возможность составить яркое представление о своеобразии жанра, его главных особенностях, позволяет продемонстрировать многообразие тем и мотивов, характеризующих старый европейский натюрморт, и показать устойчивость его типов в европейском искусстве.

Основу экспозиции составляют работы голландских и фламандских живописцев, являющихся зачинателями натюрморта как самостоятельной ветви станковой живописи.

Изображения объектов «живой» и «неживой природы» ? цветов, плодов, дичи, рыбы, домашней утвари – это образцы «классического» старого европейского натюрморта, основные типы которого оформились в XVII столетии. В это время молодой жанр европейского искусства достиг вершины популярности и переживал свой «золотой век». Термин «nature morte» (буквально – «мертвая природа») вошел в употребление лишь в середине XVIII столетия во Франции. В XVII веке картины с изображением всевозможных предметов повседневного обихода, сервированного стола, цветов и так далее именовали описательно – по главному мотиву композиции. В 1650 году в голландском языке появилось и собирательное понятие «stilleven». Первоначально под ним подразумевали только «неподвижную натуру» или «неподвижную модель», поскольку в XVII столетии слово «leven» имело два значения: «жизнь» и «модель», но со временем второе значение слова «leven» забылось, и «stilleven» стали понимать как «тихую жизнь». В наибольшей степени термину «stilleven» отвечают разнообразные настольные натюрморты: «завтраки», «закуски», «десерты», представляющие собой варианты созданного голландскими живописцами XVII века типа картины, в которой накрытый стол со скромной или изысканной едой становится главным объектом изображения. Композиции этих произведений ограничены небольшим количеством предметов и носят камерный характер.

Ранними образцами таких настольных натюрмортов являются изображения монохромного сервированного стола, главная черта которого – композиционное и колористическое единство. Натюрморт «Завтрак с устрицами» антверпенского живописца Александра Адриансена (1587-1661) – одно из ранних подобных изображений. Элегантные композиции двух видных голландских художников эпохи «золотого века» – «Закуска» Виллема ван Алста (1625/26-ок.1683) и «Десерт» Баренда ван дер Мера (1659-между1692и1702), показанные на выставке, помогают составить представление об особенностях камерного настольного натюрморта на завершающем этапе его развития.

Мастера «золотого века» натюрморта любили изображать изделия из серебра, китайского фарфора, изящно украшенные бокалы, стеклянные сосуды для вина и экзотические фрукты. Подобные композиции получили название «роскошный натюрморт», демонстрирующий богатство, великолепие, изобилие. Среди них картина «Омар, устрицы и фрукты на столе» кисти фламандского живописца Иориса ван Сона (1623-1667).

Другим распространенным в XVII столетии видом натюрморта является «Vanitas» (лат. «суета сует») – аллегорическая композиция, главным элементом которой являлся человеческий череп – напоминание о быстротечности жизни, бренности материальных благ. Представленный на выставке «Череп в нише» немецкого живописца Бартоломеуса Брейна Старшего (1493-1555) позволяет показать истоки самой темы «vanitas» в европейском искусстве.

Мысли о конечности земного существования входят и в образную структуру других видов натюрморта, например, «ночного» натюрморта, образцом которого является картина Кристиана Янса ван Стрипа (1633\34-1673) «Цветы, бабочки и ящерица».

XVI-XVII века – время бурного развития ботаники и появления во многих европейских странах ботанических садов. Интерес к достижениям науки и к новым для европейцев сортам цветов явился одним из побудительных стимулов к возникновению жанра цветочного натюрморта. На заре его становления на рубеже XVI-XVII веков картины с изображением цветов могли служить своеобразной заменой реальным объектам, позволяя владельцам подобных картин, наслаждаться видом прекрасных растений даже зимой. Впрочем, со временем и в цветочный натюрморт проникла идея «vanitas», подсказанная скоротечностью существования самого цветка. А в гирляндах, обрамлявших разнообразные евангельские сцены, представлявшие Христа, Мадонну или святых, цветы были наделены религиозным смыслом, как на картине Яна Брейгеля Младшего(1601-1678) «Святое семейство в обрамлении, украшенном цветами». Подобные произведения обычно предназначались для украшения католических храмов.

В натюрмортах итальянских мастеров XVII века на первый план выступают декоративные качества, эти работы, как правило, лишены какого-либо повествовательного аллегорического начала. Демонстрация щедрости итальянской природы, изобилия даров благодатного южного лета – вот их содержание. Растительный натюрморт был главенствующим типом натюрморта в итальянской живописи этого периода. Вещи редко становились объектом внимания итальянских художников. Исключение составляли только музыкальные инструменты и восточные ковры. На изображении восточных ковров специализировался работавший в Риме Франческо Мальтезе (ок.1611-1654), представленный произведением «Натюрморт с дыней».

Декоративность являлась основной чертой композиций из рыб и морской фауны - главной специальности в семье неаполитанских художников Рекко, явившихся основателями данной разновидности натюрморта в итальянской живописи, которая представлена на выставке также великолепной работой венецианского живописца Джованни Франческо Чиппера (1664-1736) «Сцена в кухне».

По своему характеру и назначению декоративными, в первую очередь, были и композиции с охотничьими трофеями, представлявшие самую позднюю по времени возникновения разновидность натюрморта в живописи Западной Европы XVII века. Картинам, созданным во второй половине XVII столетия и получившим распространение в ряде европейских художественных школ, демонстрирующим битую дичь, свойственна символичность и обращение к теме «vanitas» («Натюрморт с битым зайцем» Петера Снейерса (1681-1752), «Битая дичь в пейзаже» Аллесандро Гори, «Битые птицы» Филиппа Фердинанда де Хамильтона (16401750)).

В XVIII веке декоративные тенденции одерживают верх, и, например, в содержании двух охотничьих картин французского живописца Франсуа Депорта (1661-1743) – «Натюрморт с битым зайцем и фруктами» и «Собака и дичь» – нет уже ничего символического. Начиная со второй половины XVIII века, бытовые черты активно проникают в натюрморт («Натюрморт с тарелкой и куском сырого мяса» и «Натюрморт с оплетенной бутылью» Карло Маджини (1720-1806)), который, постепенно утрачивая иносказательное начало, присущее многим его разновидностям в пору «золотого века», все больше сближается с бытовым жанром, как, например, в картине «Старик за едой» немецкого живописца Бальтазара Деннера (1685-1749).

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского изобразительного искусства (ОЗЕИИ) Государственного Эрмитажа, заведующий Сергей Олегович Андросов.

Кураторы выставки Наталья Ивановна Грицай, кандидат искусствоведения, заведующая сектором живописи XIII-XVIII веков ОЗЕИИ Государственного Эрмитажа; Любовь Станиславовна Герасимова, младший научный сотрудник ОЗЕИИ.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Западноевропейский натюрморт XVI—XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа».

Автор вступительной статьи к каталогу «Радость для всех чувств» Н.И. Грицай. Авторы аннотаций сотрудники Государственного Эрмитажа: И.С. Артемьева, А.А. Бабин, Т.Б. Бушмина, М.П. Гарлова, Н.И. Грицай, Е.В. Дерябина, И.А. Соколова.

www.museum.ru/N71518
Ваше мнение »»

»»Белгородский государственный художественный музей
Адрес:Белгородская область, г. Белгород, ул. Победы, 77
Проезд:См. здесь
Телефоны:(4722) 58-96-67
URL:belghm.ru
EMail:bghm@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 29.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru