|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
Ловец света. Памяти фотохудожника Юрия Холдина (1954-2007)
Памяти фотохудожника Юрия Холдина (1954-2007), автора проекта "Свет фресок Дионисия - миру" 15 ноября - 15 декабря 2017 г. Организаторы: Центральный совет ВООПИиК и Фонд "Фрески Руси" Концертно-выставочный зал "В доме Нащокина" ЦС ВООПИиК Адрес: Москва, Гагаринский пер., 4/2; тел.: 8 (495) 695-07-06 (справки); 8-910-426-81-45 (экскурсии) Ферапонтовские фрески Дионисия, сохранившиеся в первозданной полноте в далёкой от культурных центров вологодской глубинке, теперь можно увидеть, не выезжая из Москвы. Ещё удивительнее, что, вглядываясь в образы знаменитой росписи, мы видим, улавливаем и понимаем значительно больше, чем на месте исторического пребывания этого бесценного памятника художественной культуры второй половины XV века - Золотого века русской иконописи. Автор этого необычного опыта "сокровенной встречи с фресками Дионисия Мудрого" - фотохудожник Юрий Холдин трагически погиб 10 лет назад. Его светлой памяти посвящена выставка, которая с 15 ноября в течение месяца будет работать в Концертно-выставочном зале "В доме Нащокина".
В проекте Юрия Холдина искусство фотографии и искусство фрески соединяются настолько неразрывно и органично, что нередко у зрителей возникает вопрос: что является предметом экспозиции - фотография или фреска? Вопрос возникает и о непривычном для фотоискусства жанре произведения, имеющего многоплановый сюжет. Но так ли важно формально определять название этого явления, спорить о приоритетах эпох, искусств и их авторов, если цель достигнута? Мы, бегущие в сумасшедшем ритме XXI века, вдруг останавливаемся... То, что когда-то зацепило в Ферапонтове взгляд именитого мастера светописи и не отпускало уже до последнего дня, теперь останавливает и нас. "Искусство - всегда таинство. Я благодарен судьбе, что соприкоснулся в своём творчестве с временем и произведениями Дионисия. Таинство - всегда непостижимо. Если вслушиваться - оно откроет вам некоторые секреты, но чувство тайны всё равно останется. Я не стремлюсь раскрыть тайну, я хочу её показать людям", - говорил Юрий в одном из последних интервью.
Проходят годы, и постепенно становится яснее, что фотооткрытие Холдина - явление единичное. Неповторим его взгляд на привычный ракурс исследования фресок, живущих в объёмном световоздушном пространстве древнерусского собора. Неповторимы и новые оттенки видения труда Дионисия, впервые представленного в колористической гармонии и смысловой целостности. Холдин настаивал на том, что качество сохранения великого культурного наследия прошлого зависит от культуры его восприятия. Условие, которое он считал единственно допустимым для работы мастера фотографии с искусством фрески, для многих казалось перфекционизмом, задачей невыполнимой. Сложившаяся система взглядов на образ представления публике древнерусской стенописи была подвергнута им жёсткому профессиональному анализу: она оказалась лишённой смыслового соответствия оригиналу, художественности и вкуса. Осмысление мира и художественного дара Дионисия выпадали из системы координат тех, кто снимал фрески до Холдина. Удивительно, что сам мастер, который говорил, что "фрески Дионисия не снимал", оставил единственный в искусстве феномен подлинности соприкосновения с его шедевром.
Некачественно тиражируемым Дионисием пытались весь ХХ век "иллюстрировать" различные искусствоведческие фолианты. Художник в таких изданиях уходил на второй план. "Но это изобразительное искусство: Дионисия надо прежде показать, а потом уже говорить о нём!" - ведь многое при обычных условиях музейного знакомства с фресками в Ферапонтове недостижимо. Но - ни одной профессиональной съёмки за столетие, уже не говоря о том, что работа обычного фотографа недостаточна, чтобы донести пластическими приёмами этого вида искусства опыт "умозрения в красках"... Не пытаясь вступать в непосредственный спор с оппонентами, Холдин взял на себя решение сложнейшей задачи - показать то, что в соборе, при переменчивом дневном свете, "глаза в глаза" никто никогда не видел. Он понимал, что просто обязан показать Дионисия таким, как ему открылось, каким прежде не удавалось его рассмотреть, - великим колористом и великим богословом, личностью, масштабно и глубоко мыслящей, чувствуя в этом причину исключительной силы влияния его гениального творения на все последующие века. Он горел этой идеей и, взявшись за дело, погрузился в него, забыв обо всём, не считая времени, не жалея сил и средств на доведение своего жертвенного труда до совершенства. Результат оказался несопоставим со всем предшествующим опытом: светоносность фресок, которая долгие годы нивелировалась при многократных попытках их репродуцирования и копирования, открылась в свете солнечного дня. Они стали предметом изучения и созерцания не только узкого круга специалистов, не рассматривавших фотографию как Искусство, но и огромной аудитории, получившей беспрецедентный путь доступа к величайшему сокровищу, к достоянию национальной и мировой культуры.
500 лет назад Дионисий жил и творил на рубеже столетий, на изломе эпох, когда после падения Константинополя, а позднее - "стояния на Угре" и окончательной победы над татаро-монгольским игом в 1480 году происходило массовое пробуждение веры и национального самосознания, чему сопутствует взлёт святости, расцвет "умозрения в красках", - след этого хранит Ферапонтовский шедевр. Искусство Холдина, увидевшего в наследии Дионисия поразительное созвучие своему времени, с его внимательным всматриванием в прошлое с мыслью о будущем, уже вошло в историю как уникальное художественное высказывание о судьбе России на рубеже XX-XXI веков. Авторские экскурсии искусствоведа Е.В. Даниловой ежедневно: в будние дни - с 15.00, в субботу и воскресенье - с 14.00 (по предварительной договоренности, тел. 8-910-426-81-45). www.museum.ru/N68001 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |