МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Модернизм без манифеста. Часть 1. Собрание Романа Бабичева

c 27 сентября по 20 ноября 2017Москва
Представление личных коллекций в музейном пространстве — частое явление для мировых культурных институций, и, в том числе, для ММОМА. С истории частных собраний в России началась и история крупнейших музеев. На протяжении нескольких веков личные коллекции закладывали базис музейных фондов, а входившие в них работы составляют сегодня немаловажную часть национального культурного наследия. Собрание Романа Бабичева, формировавшееся на протяжении последних 25-ти лет и насчитывающее порядка 4 000 объектов отечественного искусства XX века, поистине уникально. Произведения из коллекции многократно экспонировались на выставках ведущих музеев России и послужили материалом для обширного искусствоведческого исследования. Результаты аналитической работы кураторской группы легли в основу 5-ти томного издания и выставочного проекта «Модернизм без манифеста». Впечатляющий объем художественного архива не позволил ограничиться одной экспозицией. Первая часть проекта, открывающаяся 27 сентября в ММОМА на ПЕТРОВКЕ 25, заявит тему исследования и представит ее широкий обзор. Вторая часть будет открыта следом, 28 ноября, и продемонстрирует зрителям одно из самых интересных и пока недостаточно известное широкому кругу явление искусства исследуемого периода — Ленинградскую школу 1920–1950-х.

Авторы исследования называют свой взгляд на советское искусство «взглядом из символистской перспективы» и вступают в диалог с «Энциклопедией русского авангарда» — крупнейшим проектом последних лет, легшим в основу трехтомного издания под редакцией Андрея Сарабьянова и Василия Ракитина. Кураторы задаются вопросом о том, нужно ли современному искусствознанию однозначное разделение советского архива на «авангард» и «арьергард», и где и почему пролегает граница между этими понятиями. Первая выставка проекта представит более 250 предметов отечественного искусства: живопись, скульптуру, станковую и архитектурную графику, эскизы театральных декораций — как известных мастеров (Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Александр Осмеркин, Надежда Удальцова и многих других), так и «невидимых» после 1932 года художников, пожертвовавших связью со зрителем ради формальных и пластических экспериментов. Экспозиция покажет разнообразие советских модернизмов, преемственность между отдельными точками в истории российской культуры и проследит ряд сквозных тенденций, восходящих к началу столетия. Кураторские тексты, сопровождающие каждый из 14 блоков выставки, погружают нас внутрь проведенной аналитической работы и раскрывают исторический контекст рассматриваемого явления, показывая его связь с художественными поисками предыдущих поколений и тот импульс, который он дал следующим.

Начиная отсчет модернизма в России с символистов и мастеров Союза русских художников, экспозиция выстраивает сразу несколько параллельных линий преемственности и раскрывает динамику и внутренние процессы тех периодов советского искусства, которые принято считать наиболее консервативными. Кураторы фокусируются на формальных поисках постреволюционных художников: от выпускников ВХУТЕМАСа, среди которых — Георгий Рублев, Леонид Хорошкевич, Александр Лабас, Юрий Пименов и другие, до мастеров «Сурового стиля» и представителей «неофициального» искусства. Продолжая логику формирования коллекции, выставка проявляет малоизученные пласты советского искусства: живопись основателя ленинградской школы книжной графики Владимира Лебедева, акварельные исследования цвета и формы Федора Платова. Живописные работы, основной материал, на котором авторы выстраивают свое повествование, дополнены скульптурой, включающей работы символистов Анны Голубкиной, Александра Матвеева и Сергея Коненкова, футуристический портрет Брюсова Нины Нисс-Гольдман и архитектонические композиции Меера Айзенштадта. Отдельная часть выставки будет отведена станковой и прикладной графике, где вплоть до 1960-х годов развивались многие находки довоенного модернизма. В этом разделе среди прочих будут показаны работы Антонины Софроновой, Бориса Голополосова, Дмитрия Митрохина. Другой самостоятельный блок экспозиции будет посвящен работам в жанре архитектурной графики, где привлечь внимание зрителя смогут вариации «бумажной архитектуры» проекта Дворца Советов Бориса Иофана.

К открытию первой части проекта «Модернизм без манифеста» приурочен выход первой из пяти книг о коллекции Романа Бабичева. В рамках выставки готовится образовательная и экскурсионная программа, а также будет запущен аудио-гид.

***

Кураторская группа

Роман Бабичев — коллекционер отечественного искусства XX века. Работы из собрания участвовали в выставочных проектах Государственной Третьяковской Галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Русского Музея, МВО «Манеж» и др.

Надежда Плунгян — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, критик, куратор. Автор монографии «Группа „13“ в контексте художественной жизни конца 1920-х — середины 1950-х годов», автор-составитель ряда изданий о советском искусстве 1930–1950-х гг. Куратор выставок-исследований о проблемах советского и современного искусства.

Ольга Давыдова — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, член Ассоциации искусствоведов России и Международной ассоциации художественных критиков (AICA). Специализируется в области изучения изобразительного искусства XIX–XXI веков. Автор книг и альбомов о модерне и современном искусстве.

Валентин Дьяконов — кандидат культурологии, историк искусства, куратор, критик. Автор монографии «Московская художественная культура 1950–1960-х гг.: возникновение неофициального искусства» и ряда просветительских инициатив и новаторских кураторских проектов в области современного и советского искусства. Колумнист газеты «Коммерсантъ».

Александра Селиванова — кандидат архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы, куратор Галереи «На Шаболовке» и Центра авангарда, старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства. Историк советской архитектуры, куратор более 50 выставочных проектов, автор статей по истории архитектуры, градостроительства и искусства первой половины ХХ века. Автор книжной серии «Незамеченный авангард».

Мария Силина — кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, автор монографии «История и идеология: монументально-декоративный рельеф 1920-1930 годов в СССР». Ассоциированный профессор факультета истории искусств Университета Квебека в Монреале (Канада).

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 27 СЕНТЯБРЯ — 20 НОЯБРЯ, 2017

АДРЕС: ММОМА ПЕТРОВКА, 25

ЧАСТЬ 2: 28 ноября, 2017 — 14 января, 2018

www.museum.ru/N67539
Ваше мнение »»

»»Московский музей современного искусства
Адрес:город Москва, ул. Петровка, д. 25
Проезд:Здание на ул. Петровка, 25: ст. м. "Пушкинская". Здание в Ермолаевском пер.,17: ст. м. "Маяковская". Галерея на Тверском бул., 9: ст. м. "Пушкинская"
Телефоны:(495) 650-0578 - заказ экскурсий
URL:mmoma.ru
EMail:mmoma@culture.mos.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 23.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru