МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Морская симфония Ивана Айвазовского"

c 15 июня по 1 октября 2017Санкт-Петербург
В выставочном комплексе Центрального военно-морского музея открыта выставка "Морская симфония Ивана Айвазовского".

На выставке, посвященной 200-летию со дня рождения Ивана Константино­вича Айвазовского, представлены работы, которые знакомят зрителя лишь с небольшой частью значительного наследия мастера. Однако произведения раскрывают весь диапазон творчества, охватывают период, начиная с Айва­зовского академиста и заканчивая годом его 80-летия.

В собрании произведений изобразительного искусства Центрального воен­но-морского музея хранится более 20 живописных работ мариниста. К началу творческого пути художника относится портрет вице-адмирала М.П. Лазаре­ва, созданный в 1839 году, когда молодой академист Ованес Гайвазян при­нимал участие в Кавказской экспедиции генерала Н.Н. Раевского. На портрете Лазарев изображен в полный рост на палубе корабля «Силистрия». При ма­лом размере произведения портрет написан по законам парадного портрета и передает значительность личности адмирала. Два полотна с изображением приморских городов - «Кронштадтский рейд. Форт «Император Александр I» и «Свеаборг» - первые работы, которые Айвазовский исполнил в 1844 году как заказ императора Николая I, сразу после возвращения из пенсионерской поездки по Европе.

В зале представлены полотна исторического и батального жанров, о жизни и быте моряков в мирное время. «Бой парохода “Веста” с турецким броненосцем “Фетхи-Буленд”», «Захват пароходом “Россия” турецкого транспорта “Мерсина”» — картины, написанные чрезвычайно быстро в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На склоне лет Айвазовский часто обращался к воспоминани­ям о счастливых годах молодости. Из-под кисти мастера выходят произведе­ния, напоминавшие о былом величии русского парусного флота и государе Николае I, такие как «Маневры Черноморского флота» (1886), «Эскадра Чер­номорского флота перед входом на Севастопольский рейд» (1895).

Маринист не раз бывал на Балтийском, Черном и Средиземном морях, пере­секал Атлантический океан. Наблюдал восходы и закаты, штормы и штили, лунные ночи и ясные дни, — они и стали излюбленными мотивами, из кото­рых складывалась морская симфония живописца. Все творчество художника пронизано музыкой и поэзией. Айвазовский сам играл на музыкальных ин­струментах, и может от того, его картины, особенно с изображением лунных ночей, ассоциируются с ноктюрнами, любимыми произведениями композиторов-романтиков. Полотно «Лунная ночь», с изображением Константинополя (Стамбула), раскрывает неповторимую индивидуальность мастера «лунных дорожек». Многочисленные мечети и минареты, купольный храм Айя-София, пряный запах базара, восточные наряды привлекали, по признанию Айвазов­ского, больше, чем итальянские города.

Он более всего любил изображать красоту и мощь бури, штормы. Количество картин на эту тему превышает 4000. Сюжет произведения «Крушение кора­бля “Ингерманланд” в Скагерраке» (1860-е) основан на реальном событии, которое произошло в августе 1842 года у норвежского побережья. Линейный корабль «Ингерманланд» в штормовую погоду налетел на подводные камни. Трагически погибли 389 человек. Айвазовский изобразил один из наиболее драматических моментов катастрофы. «Кораблекрушение у Афонской горы» относится к вымышленным произведениям, рождавшимся в фантазиях ху­дожника в его мастерской. В картинах такого плана художник соединял ро­мантические черты с реалистическим видением, в них трагедия сочетается с надеждой, человек — со стихией.

Привлекали художника библейские и евангельские сюжеты. На выставке представлена работа «Гибель корабля “Лефорт”», по замыслу художника и заказчика (морских офицеров Кронштадта) ее предполагалось поместить в кронштадтскую часовню. Образ затонувшего в 1857 году на Балтике корабля звучал бы как реквием всем погибшим на водах. Но Александр II повелел по­весить ее «как картину» в Кронштадтском Морском собрании.

И.К. Айвазовский в 1852 году создал несколько картин небольшого форма­та (28 х 38,5 см). Произведения запечатлели моменты посещения Севасто­поля Николаем I незадолго до начала Крымской войны. Вместе с императо­ром и великими князьями на пароходофрегате «Владимир» присутствовал и художник. Санкт-петербургский издатель А.М. Прево напечатал с картин литографии. На выставке представлены листы этой серии, подаренные в 1962 году Центральному военно-морскому музею бывшим русским офицером, капитаном 1 ранга П. Келлером. Несколько полотен этой серии были утраче­ны в годы Великой Отечественной войны. Только литографии сохранили нам представление о них.

Впервые в Санкт-Петербурге представлены графические работы из Го­сударственного музея-заповедника «Петергоф». Четырнадцать рисунков И.К. Айвазовского с изображением портовых городов Николаева и Севасто­поля исполнены в 1845-1846 годах. Графическая серия предшествовала ис­полнению императорского заказа, полученного Айвазовским, по составле­нию видов черноморских портов. Художник был прикомандирован к свите императора Николая I, и «ему было повелено сопутствовать Государю Импе­ратору при морских маневрах и смотре флота в Черном море для составления картин», параллельно с живописными полотнами возникали натурные гра­фические листы. Помимо документальной тщательности их отличает вирту­озность исполнения. Используя только рисунок графитным карандашом, не прибегая к светотени, Айвазовский достиг тончайших переходов эффектов в передаче объема и глубины.

Выставка «Морская симфония Ивана Айвазовского» предлагает зрителю еще раз встретиться с полотнами мастера, окунуться в стихии воды и неба и задуматься над феноменом творчества художника, который почти 200 лет остается одним из наиболее востребованных и любимых в мире.

www.museum.ru/N66846
Ваше мнение »»

»»Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 69а
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 303-85-13 (экс. бюро)
URL:navalmuseum.ru/
EMail:navalmuseum_dm@mil.ru, navalmuseum_exe@mil.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru