МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Мир глазами Елены Бернатас"

c 19 марта по 9 апреля 2017Санкт-Петербург
Елена Бернатас (1958-2000)

Графика. Акварель

В произведениях художников-непрофессионалов принято более всего ценить «наивность», усматривая в ней некое достоинство, способное перекрывать все прочие качества. Однако «наивность» это всего лишь наивность, некая психологическая черта, она может быть как угодно мила, но главного – художественного качества – она не содержит и не определяет.

Елена Бернатас не была наивной ни человечески, ни творчески. Она не получила никакой художественной выучки, успела проработать, увы, немного, работала «как могла», слушаясь самой себя (и, разумеется, внимательно поглядывая по сторонам). Но, в отличие от художников «наивных», в центре ее интереса всегда было именно видимое, а не представляемое, и это видимое она стремилась воплотить. Лишь там, где е стремление к результату наталкивалось на нехватку школы, в ее листах возникали кое-какие приметы «наивности». Но это случалось не часто, потому что она обладала редкой чуткостью к соразмерности между поставленной целью и употребляемыми средствами – чуткостью если не профессиональной, то близкой к профессиональной. Она была очень талантлива.

Рисунки Елены Бернатас вызывают восхищенное недоумение. Причиной тому - две их особенности, почти выведшиеся из современного художества. Первая из них – трепетная и истовая преданность натуре и потребность вникнуть в нее. Мотивы ее работ, а это, как правило, пейзажи, элементарны: Петроградская сторона, где она жила (многое было просто высмотрено из окна), а также берега Волги и Украина, где она бывала. Реальность заурядная, но не нуждающаяся в том, чтобы из нее что-то специально отбирали – «красивое», «выразительное» или хотя бы «удобное» для изображения. В том, как Елена Бернатас находила свои мотивы, есть некоторая непонятность. То ли это была избирательность особого рода, мотивы которой мне недоступны, то ли избирательности просто не было, а была внутренняя уверенность в том, что все видимое вокруг равно интересно для воплощения, и именно таким, каково оно есть в реальности. ТО ли она просто не понимала, как трудны для изображения некоторые из мотивов, за которые она безбоязненно бралась и так убедительно претворяла.

Особенность вторая – само качество подобного претворения (или перетворения) реальности в рисунок, пространства в плоскость. Ее смелость не имела ничего общего с самоуверенностью «профессионала», обкарнывающего натуру с помощью десятка надежных приемчиков. Ей в самом деле было страшно интересно и увлекательно распутывать то, что она видела перед собою, и заново запутывать на листе, подчиняясь свойствам акварели, туши, пастели, карандаша, которые ложатся не по правилам, а так, как им естественно. Ее приемы были спонтанны, зарождались сами собою – порой очень непривычные, вроде обработки красочного слоя ударами плотных белил или прихотливых, безумных зигзагов, которые как будто не имеют видимой связи с кронами деревьев, но тем не мене в эту связь охотно вступают. Ее преданность натуре никак не мешала экспрессии, скорее – даже нуждалась в ней.

Искусство Елены Бернатас это очень короткая и очень яркая вспышка. Бессмысленно гадать о том, имело бы оно устойчивое продолжение и было бы это продолжение таким же ярким. Но оно успело состояться.

Эраст Кузнецов

www.museum.ru/N65465
Ваше мнение »»

»»Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского
Адрес:город Санкт-Петербург, Кузнечный пер., 5/2
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 571-40-31, +7 921 977 43 00
URL:www.md.spb.ru
EMail:dostoevsky.museum@gmail.com


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru