МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Ковровая традиция кочевников Средней Азии: обустройство юрты

c 17 февраля по 5 марта 2017Москва
Министерство культуры Российской Федерации

Государственный музей Востока

Многовековая культурная традиция народов, населяющих степные просторы Средней Азии, Казахстана и предгорий Тянь-Шаня, включает в себя мастерство обработки шерсти и искусство изготовления ковров.

На выставке представлены ковровые изделия нескольких близкородственных этносов – киргизов, казахов, туркмен и узбеков. В их культуре в наибольшей степени сохранились традиции древнего кочевого населения этого региона. Занимая автономно разные территории, они создали свои особые по форме и назначению ковровые изделия для устройства и оформления переносного жилища кочевника – юрты.

Самым необходимым предметом для оборудования юрты был войлок. Им покрывали деревянный остов юрты, застилали полы. Войлочный ковер делался способом валяния, при котором овечья шерсть скатывалось и уплотнялось в виде прочного полотна, устойчивого к климатическим изменениям и проникновения влаги. Из него так же делали одежду, постельные принадлежности, мешки, сумки и другие предметы, необходимые в быту.

В экспозиции можно видеть лучшие образцы войлочных ковров из собрания музея, созданные мастерицами Казахстана и Киргизии - сырмаки и ширдаги. Эти ковры изготавливались из разноцветных войлоков в технике инкрустации или мозаики, иногда аппликации, для которой узоры вырезались из сукна или хлопковой ткани контрастного цвета. Особенно нарядными выглядят ковры со сложным и тонко проработанным узором, содержащим наибольшее количество цветов. Орнамент войлочных ковров в основном состоит из абстрактных форм в виде трилистника с многочисленными ответвлениями, соединенными в разнообразные сложные фигуры – варианты традиционного узора «рога барана».

Подобные узоры, наделяемые магической силой оберега, можно видеть и на других ковровых изделиях киргизских и казахских мастериц. Орнаментальные ленты для стягивания прутьев остова юрты – бау (киргиз.), баскур (казах.) выполнялись в ворсовой или безворсовой технике ткачества, а так же сочетающей в себе обе техники ткачества - терме (т.е. сборная). Для особой крепости основа ленты ткалась из белых хлопковых нитей, а узор – из разноцветной шерсти. Несколько широких лент, сшитых вместе, служили ковром для пола, покрывалом или украшением центральной стены юрты.

Ворсовые ковры в Средней Азии ткали повсеместно на горизонтальных ткацких станках простого типа с помощью небольшого набора инструментов. Станок представлял собой несколько соединенных друг с другом деревянных балок, вкопанных в землю. На них натягивались нити основы, на которых завязывались ряды ворсовых узлов, закреплявшиеся нитями утка.

Ковры, изготовленные одинаковым способом, отличались большим разнообразием локальных традиций.

В предгорных районах Узбекистана был создан совершенно уникальный тип ковра с длинным пушистым ворсом, напоминающим шкуру медведя. Отсюда название «джульхирс». Необычная толщина структуры ткани и яркая расцветка создавали впечатление теплоты и уюта в жилище кочевника. В узор ковра входят мотивы абстрактного и растительного происхождения, олицетворяющие живительные силы природы.

Характерной особенностью ковроткачества туркмен являлось наличие целого набора ковровых изделий для оформления дверного проема юрты. С внешней стороны вход в юрту закрывался небольшим ковром – энси. Он служил роскошным украшением фасада жилища. С внутренней стороны дверной проем оформлялся более легким изделием, прямоугольной формы – капунуком, состоящим из потолочной полосы и спускающихся до пола многочисленных нитей, украшенных рядами разноцветных кистей и бусин. Они привносили в облик юрты праздничное, декоративное начало. Пол юрты застилался циновками, а поверх них коврами - халы, отличающимися тонкостью ткачества и изящным узором, благодаря чему работы туркменских мастериц получили мировое признание. Декор ковра состоит из раппорта двух видов лучистых розеток-гёлей и особой цветовой гаммы, переливающейся всеми оттенками красного цвета. Поэтому ковер достойно занимал центральное место в юрте, выделяя место особой значимости, связанное с традиционным образом домашнего очага.

Кочевой быт определил многообразие таких ковровых изделий, как мешки и сумки, которые широко применялись для хранения и перевозки всевозможных предметов домашнего обихода: продуктов, инструментов, посуды, одежды. У отдельных народов-кочевников преобладали разные по технике изготовления, форме и назначению ковровые мешки и сумки.

Туркменские мешки чувалы и мафрачи заменяли в жилище мебель. Они размещались у стен юрты в качестве сундуков, ставились один на другой или развешивались по стенам.

Сумки киргизов имеются двух видов: чаваданы в форме длинного валика и прямоугольные в виде конверта – баштыки, которые могли использоваться в качестве подушек или сидения.

Почти все изделия ткались из двух кусков ткани. Одна сторона сумки выполнялась в ворсовой технике ткачества и украшалась традиционным узором. Оборотная сторона состояла из куска гладкой неорнаментированной ткани. По краям сумки украшались разноцветными шнурами, бахромой и кистями.

Куратор: Тамара Петрова

www.museum.ru/N65346
Ваше мнение »»

»»Государственный музей Востока
Адрес:город Москва, Никитский бульвар, 12а
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 691-9614, 691-0212, 691-4966 (экс. бюро)
URL:www.orientmuseum.ru
EMail:info@orientmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 25.04.2024
 x    ?  

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru