МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

"Анна Каренина". 120 акватинт Александра Алексеева

c 9 февраля по 3 апреля 2017Москва
9 февраля в Государственном музее Л.Н. Толстого открывается выставка «"Анна Каренина" 120 акватинт Александра Алексеева». Приглашаем взглянуть на роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» глазами удивительного художника Александра Алексеева.

«Безвестный русский – знаменитый француз», – так называли его современники. Замечательный художник-иллюстратор, художник-график, кинорежиссер и аниматор, он был эмигрантом первой волны. Почти всю жизнь провел за пределами страны, но душой всегда оставался связанным с родиной. Его новаторский подход к графике и анимации восхищал его современников – А.Н. Бенуа, Сальвадора Дали и Орсона Уэллса. Его талант преодолел границы времени и пространства. В XXI веке оригинальность его мышления и мастерство по-прежнему востребованы.

Особое место в творчестве А. Алексеева занимает цикл иллюстраций к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина», над которым он работал с 1951 по 1957 г. Им было создано 120 акватинт. Полутона офортов создают эффект динамично меняющихся цветов. Игра света и тени, горящие и потухшие свечи... Алексеев увидел в романе Толстого огромную психологическую разработку «души человеческой». При жизни художника издание этих иллюстраций не состоялось.

Сегодня, через 50 лет, этот цикл будет в полном объеме представлен на выставке и в каталоге, подготовленном частным коллекционером Ириной Стежкой (Германия).

А. Алексеев оформил более пятидесяти книг, в числе которых русские народные сказки, «Слово о полку Игореве», произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Б.Л. Пастернака, Э.-Т.-А. Гофмана, Э. По.

А. Алексеева считают прародителем компьютерной графики: он изобрел знаменитый «игольчатый экран», с помощью которого создавал уникальную графику, а затем «оживлял» ее, снимая анимационные фильмы. «Игольчатый экран» позволяет достигать зыбкости, призрачности изображения, а также многих других графических и светотеневых эффектов, немыслимых ранее в анимации. Шедеврами анимационного кино признаны фильмы Алексеева: «Ночь на Лысой горе» (1933), «Нос» (1963), «Картинки с выставки» (1972), «Три темы» (1980).

Выставка в Толстовском центре – попытка рассказать через 120 акватинт Александра Алексеева из коллекции коллекционера Ирины Стежки (Германия) и ее каталог, подготовленный к выставке, через фондовые материалы Государственного музея Л.Н. Толстого, умевшем потрясающе передавать игру света и тени, удивлять своим оригинальным видением всего сущего.

***

Хроника жизни А.А. Алексеева (1901–1982)

Первые годы своей жизни Александр Алексеев провел в Константинополе, где его отец в то время служил военным атташе. Семья маленького Саши переехала в Санкт-Петербург после внезапного исчезновения отца во время командировки в Германию. Обучаясь в кадетском корпусе (1912–1917), мальчик увлекся рисованием. Когда началась революция, Александр перебрался в Уфу к родственникам, а через два года сбежал во Владивосток. В 1920 году будущий художник нанялся матросом на корабль и покинул родную страну. Путь Алексеева во Францию, где он поселился в 1921 году, был тернист – через Китай, Индию, Японию, Египет и Англию. В Париже Александр продолжил обучаться живописи в студии С. Судейкина. В 1922 году он начал работать декоратором в местных театрах. В 1923 году Алексеев женился на актрисе Александре Гриневской и стал отцом.

Начиная с 1925 года он пробует себя в качестве иллюстратора книг. Его творениями оформлены французские переводы книг А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя и др. Александр Алексеев был впечатлен экспериментальными немецкими фильмами («Идея» Б. Барташа и «Механический балет» Ф. Леже) и решил найти свой путь в кинематографическом искусстве. Вместе со своей ассистенткой Клер Паркер он изобрел уникальный способ анимации с помощью «игольчатого экрана». В 1933 году с помощью своего изобретения Александр снял получившую восторженные отзывы картину «Ночь на лысой горе» под музыкальное сопровождение М.П. Мусоргского. Одновременно Алексеев создавал собственную студию анимационных фильмов. В 1940 году он вместе с А. Гриневской эмигрировал в США. Уже через год он получил развод и женился на помощнице Клер Паркер. Александр Алексеев продолжал работать в сфере рекламы, но не бросал и собственные эксперименты. В 1943 году с помощью «игольчатого экрана» он создал фильм «Мимоходом».

В 1946 году Александр вернулся в Париж и продолжил создавать рекламные ролики и книжные иллюстрации. Творческий гений вместе с супругой смог изобрести еще одну необычную технику анимации, названную «тотализацией иллюзорных твердых тел». Ее суть заключается в покадровой съемке источника света, двигающегося в заданном направлении с помощью системы маятников. При этом получались сложные эффекты, похожие на компьютерную графику, еще до ее появления. С использованием этой техники был создан рекламный ролик «Дым», отмеченный призом на Венецианском биеннале в 1952 году. Авторитет Александра в кинематографическом мире достиг таких высот, что он смог позволить себе снять еще несколько фильмов на «игольчатом экране», впоследствии снискавших славу во многих странах: «Нос» (по повести Н. В. Гоголя), «Три темы», «Картинки с выставки». До глубокой старости Александр Алексеев не оставлял свое творчество.

В 2010 году Никита Михалков выпустил документальную картину, посвященную жизни и творчеству анимационного новатора, который по праву считается крупным и влиятельным деятелем культуры во Франции, но в России, о нем известно гораздо меньше.

Выставка открывается в Толстовском центре на Пятницкой-12.

Адрес: г. Москва, ул. Пятницкая, 12 (метро «Новокузнецкая»).

Церемония открытия состоится 9 февраля (четверг) в 18.30. Вход по пригласительным билетам.

www.museum.ru/N65143
Ваше мнение »»

»»Государственный музей Л.Н. Толстого
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 11/8
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", тролл. №№ 5, 15 до ост. "Дом Ученых"
Телефоны:(495) 637-74-10, (499) 766-93-28
URL:tolstoymuseum.ru
EMail:info@tolstoymuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru