МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Л.С. Бакст и семья Третьяковых

c 2 ноября 2016 по 29 января 2017Москва
Историко-архивная выставка расскажет зрителям об отношениях дочери основателя Третьяковской галереи Любови Павловны Гриценко (1870–1928) и знаменитого художника и сценографа Льва Самойловича Бакста (1866–1924), а также о том, как переплелись их судьбы с историей формирования коллекции Галереи. В экспозиции архивные документы, фотографии, личные вещи выступают своеобразными "свидетелями" романа. Выставку дополнят онлайн-проект и публикация книги Л.С. Бакста "Серов и я в Греции. Дорожные записи".

История отношений началась на Лазурном берегу. Любовь Гриценко (за три года до этого потерявшая мужа) отдыхала с дочерью Мариной, а Лев Бакст путешествовал по побережью. Весной 1903 года они встретились в Ментоне, где начался их роман. Здесь Бакст приступил к работе над большим живописным портретом возлюбленной. Он станет центральным экспонатом, вокруг которого развернется вся выставка.

Художник и его невеста увлекались фотографией, и Любовь Павловна запечатлела жениха в момент работы над картиной. Представленные письма и фотографии хранят историю взаимоотношений до свадьбы, которая состоялась в ноябре 1903 года: "Отчего нам не быть безумно счастливыми?.. Думаю, что если мы будем снисходительны друг к другу, к нашим слабостям, то нельзя себе представить пары более удачной! <…> Сердце мое дрожит от любви к тебе, и все мои успехи, мое искусство, только украсит твою жизнь" (Л.С.Бакст – Л.П.Гриценко, 7 июля 1903).

Бакст не раз рисовал жену и ее дочку от первого брака, которую ласково называл Маринушкой, несколько из этих набросков представлено на выставке. Счастливым и радостным событием стало рождение в сентябре 1907 года сына Андрея. В экспозицию вошла фотография, где Лев Самойлович с сыном позируют на фоне зеркала, в котором отражается Любовь Павловна.

Художественная карьера Льва Самойловича, часто бывавшего в отъездах, проблемы со здоровьем Любови Павловны, подолгу лечившейся на курортах, а также сложности характеров привели к разводу, состоявшемуся в 1910-м. Но и в последующие годы бывшие супруги оставались друзьями и заботливыми родителями. Они обменивались письмами, фотографиями, открытками, рисунками детей: "Дорогой мой Андрюшенька, папе очень нравятся твои последние рисуночки, целую тебя крепко, не забывай папу" (Л.С. Бакст – А.Л. Баксту, 1 февраля 1912).

Начало Первой мировой войны и последовавшие события революции 1917 года сделали разлуку неизбежной. Обосновавшись в Париже, Бакст посылал семье деньги и продуктовые посылки, а позже с большим трудом добился разрешения на выезд сына и бывшей жены из Советской России. Переписка членов семьи в эти годы будет представлена в витринах выставки: "Дорогая моя Маринушка, ты можешь себе представить, с каким волнением и с какой болью я читал твое доброе, сердечное письмо. Ни минуты не думай, что я когда-нибудь за эти пять лет переставал непрестанно думать о маме, Андрюше и тебе!" (Л.С.Бакст – М.Н.Гриценко, 26 апреля 1921). В январе 1923 года они наконец встретились в Париже. Семья ждала только приезда Марины Гриценко, чтобы всем вместе отправиться на долгожданный отдых. Этим планам не суждено было сбыться: летом 1924-го Лев Самойлович попал в больницу, а в декабре скончался.

Архивная выставка не может длиться больше трех месяцев. Чтобы сделать редко публикуемые и экспонируемые материалы доступными, создан веб-проект "Лев Бакст. Семейный архив рассказывает…".

Одновременно будет переиздана книга Льва Бакста "Серов и я в Греции. Дорожные записи". Впервые она вышла в Берлине в 1923 году и с восторгом была встречена русскими писателями-эмигрантами: Зинаидой Гиппиус, Иваном Буниным и другими. Текст выверен по рукописи Бакста, хранящейся в Третьяковской галерее, и впервые сопровождается иллюстрациями – рисунками из дорожных альбомов обоих художников, а также редкими фотографиями и документами.

Весь семейный архив Льва Самойловича Бакста, благодаря которому реализуется проект, передали в Третьяковскую галерею Андрей Львович Бакст и Марина Николаевна Гриценко. В читальном зале отдела рукописей выставлена принадлежавшая художнику мебель из карельской березы, также переданная по завещанию сына и падчерицы Льва Бакста.

Отдел рукописей хранит уникальные личные фонды художников, коллекционеров и искусствоведов. Его коллекция пополняется уже более 100 лет. Отдел работает как доступный для исследователей научный центр, а произведения из его собрания регулярно экспонируются на международных и отечественных выставках.

www.museum.ru/N63986
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
URL:tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 19.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru