| |
В пространстве мифа наивный художник чувствует себя совершенно свободно. Для него нет разницы между героем реальным и вымышленным. Правда ли, что Лермонтов сочинял поэму "Мцыри", сидя непосредственно при слиянии Арагвы и Куры? Не важно. Главное, сейчас это событие точно состоялось. Оно реально не менее чем поединок Ильи Муромца с Соловьем-разбойником.
Характерно, что фигура культурного героя воплощается наивным искусством преимущественно в образе поэта ("Шота Руставели" Нико Пиросманашвили, "Пушкин" и "Гоголь" Кати Медведевой, "Лермонтов" и "Есенин" Николая Комолова). Чаще всего используется один и тот же композиционный прием: изображается сидящая фигура с листком бумаги и пером или книгой стихов в руках. Эта универсальная схема служит своего рода формулой поэтического вдохновения, а сюртук, крылатка, гусарский ментик или косоворотка выступают в качестве "исторических" деталей, подтверждающих глубокую достоверность происходящего.
Комолов Николай Александрович. 1925-1983. Псковская область
|
М.Ю.Лермонтов. 1982
|
Холст, масло. 96,5 х 138,5
|
Псковский музей
|
|