Экскурсия


Назад


Дальше

   Для понимания специфики примитива XVIII - XIX столетий были важны его виды и жанры: лубок достаточно далек от провинциального дворянского портрета. Наивное искусство требует иного подхода: не так уж существенно, чем рисует художник-самоучка - маслом или акварелью, куда важнее разобраться в его внутреннем мире. Постараемся сделать это, выделив основные архетипы наивного художественного сознания. Путешествие в этот сказочный мир можно начать с дороги. Ведь дорога, или, более широко, путь (улица, река, лунная дорожка на воде), является почти универсальным способом для передачи глубины пространства. Почему художник-самоучка выбрал именно этот пейзаж с мостом и дорогой? Вероятнее всего, его привлекла возможность просто и эффектно связать ближний и дальний планы и придать незамысловатой сценке отдыха у реки пространственную глубину. Благодаря наполняющему картину равномерному свету рядовой среднерусский пейзаж обретает особую значительность и целостность.
   Многие наивные художники, не сговариваясь, изображают один и тот же мотив: деревья, кусты или группы домов справа и слева и уходящие резко вглубь от переднего плана к горизонту тропинка или дорога, ручей или река, линия телеграфных столбов или железнодорожная колея, отражение заката или лунная дорожка на воде. Нарисовав подобный пейзаж, Александр Суворов сопроводил его пояснительной надписью: "К речке дорожка, за речкой сторожка", - обозначив тем самым последовательность входа в картинное пространство.


Назаров Александр Георгиевич. 1909-1991. Нижегородская область
У реки. Поселок Решетиха. 1984
Картон, масло. 62 х 85
Частное собрание



На главную страницу Экспозиция Экскурсия Каталог Литература Сотрудники музея Авторы