НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Искусство безыскусности

c 30 сентября по 13 октября 2002Санкт-Петербург
 Центральный выставочный зал ''Манеж''. Общий вид
С 30 сентября по 13 октября на 1 этаже Центральном выставочном зале "Манеж" (Санкт-Петербург) работает выставка живописи В.И.Рахиной "Искусство безыскусности".

Кажется, приходит время, когда художника можно представлять зрителям, начиная не с его "шлейфа" - ореола диссидентского мученичества, авантюрности биографии, аномальности поведения, словом "легенды". Предпочтительно скандальной, но вожделенной для рекламного пиара. Ничего этого у Валентины Рахиной нет. Больше того. Живопись ее безхитростна. Лишена "предумышленности": интригующих сюжетов, усложненной режиссуры, концептуальных сопоставлений, предшествующих самой живописи. Это живопись как таковая, занимаясь которой художник мыслит, прежде всего, кистью, красочным мазком. То есть играет на заведомо суженом поле, олицетворяющем наиболее специфичный слой своего искусства. Жанры - натюрморт, интерьер, пейзаж - перетекают друг в друга. Вещи домашнего обихода - то предстают на фоне окна, то вплетаются в зелень приусадебного участка. Главное - органичное бытие предмета в окружающей среде. При этом - подчеркнутая "шероховатость", "непричесанность" натуры, непарадность городских мотивов. Итак, серия отказов: от любой конъюнктуры - как идеологической, так и коммерческой; от погони за модой и угождения чьим-либо вкусам. Сознательное самоограничение. Во имя живописи. Ее качества.

Качество… Об этой категории последнее время почти не вспоминают. Замечательное экспериментаторство авангарда, загипнотизированного идеей Прогресса (и технического, и социального) оставило нам как заповедь "императив новизны". Но для живописи, создавшей модели сокровенного отношения человека к реальности, идея прогресса оказалась катастрофичной. В мире техногенной, постоянно обновляющейся цивилизации, в мире количеств (показателей скорости, экономичности), цен - новизна - благодаря своей очевидности - стала заменителем качества. Но произведение искусства бесценно и не метафорически, а по сути, - его "неочевидное" качество не измеримо. Ценность работы художника и сотворяется, и может быть уяснена лишь в русле той или иной традиции. В диалоге настоящего - с прошедшим, на основе "неметрической соизмеримости" с ним.

В творчестве Рахиной традиции просвечивают со всей определенностью, хотя указать пальцем на того или другого ее кумира едва ли возможно: опыт, относящийся к постимпрессионистической и фовистской фазам развития живописи, претворен глубоко личностно.

Связью с традицией обеспечивается бытие художника в культуре. Культура же предполагает вхождение в "тонкости" профессии, овладение ими. Причем общее отнюдь не мешает особенному. А у Рахиной оно интенсивно пульсирует во всех работах. Обладающая терпкостью душевного прикосновения к реальности, ее живопись почвенна и полнокровна; она концентрированно выражает авторское мироощущение, передающее "жар" жизненной плоти. Однако - это искусство откровенных красочных эквивалентов. Система цветовых отношений образует мир суверенной эстетической гармонии. Подобие отходит на задний план, на передний - выдвигается интерпретация мотива.

В ансамбле группы "Одиннадцати" Валентина Рахина вместе с Евгенией Антиповой (ученицей Осмеркина) как бы утверждали аксиоматику подлинной живописи. Были хранительницами - горевшего огнем чистоты и искренности - очага того искусства, которому посвятили жизнь. Именно раскрепощенность живописи, адекватная непосредственности эмоционального отклика на натуру, делала язык художника живым и пластичным, готовым к дальнейшим образным метаморфозам…

Но, пожалуй, главная тонкость искусства Рахиной - в поразительном соответствии ее цельному характеру. В сдержанной страстности. В красоте - без красивости. В поэтичности, извлекаемой из прозы обыденного. В естественности собственного голоса, чуждого малейшей фальши. Казалось бы, качества противоположные: полнота самоотдачи, экспрессия, присущая каждому холсту - и духовная собранность, сосредоточенность. Но они - сочетаются, определяя глубинную драматургию творчества художницы. Свойства ее характера: основательность, надежность, профессиональная честность (прежде всего перед собой!) становятся свойствами живописи. Это искусство безыскусности. Искусство той здоровой простоты, которая в современной, перенасыщенной маньеристическими экзерсисами художественной панораме подобно "ереси". "Ереси" - отрезвляющей и очищающей. (Лев Мочалов)

www.museum.ru/N9863
Ваше мнение »»

»»Центральный выставочный зал "Манеж"
Адрес:город Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 1
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 611-1100
сайт:www.manege.spb.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 14.11.2019  x    ?  


Выставка «Советские военнопленные в Норвегии» в Калининградском историко-художественном музее

"Человек лично весьма порядочный". Портрет Николая Петровича Оленина

Исключительная по составу участников конференция открылась в Музеях Московского Кремля

Выставка «Край, где смыкаются небо с землей…»

Портреты португальской королевской семьи для Чесменского дворца в Государственном Эрмитаже

Выставка «Наш свет – театр». Акварель и графика из собрания А.Г. Егорова

В Мурманском художественном музее познакомят с искусством графики

Территория ремёсел

Царская Русь на императорской сцене. Исторические костюмы из коллекции Александринского театра в Твери

Грани истоков

Фотовыставка "Цвет времени" в музее Н.А. Римского-Корсакова

К 140-летию со дня рождения В.В. Крайнева. Выставка в выставочном центре Русского музея в Мурманске

Огни Екатеринбурга: Вечер музеев – 2019

Персональная выставка Бориса Мессерера в Доме-музее А.Н. Островского

Музыкальные вечера в Музее Серебряного века - ноябрь 2019

Выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца» в Царицыне

Геймран Баймуханов. Живопись

Выставка Андрея Баландина "Никиткины сны" в Художественном музее Эрнста Неизвестного

К 95-летию со дня основания музеев «Пресня» и «Подпольная типография»

Выставка "Дмитрий Донской. Государь. Воин. Защитник веры" в Государственном историческом музее

Школа наследия. Современная церковная архитектура и наследие

Выставка «Художники Омска. Избранное»

Исследование и реставрация памятников китайского искусства в Эрмитаже

Выставка «Дега. La Suite» в KGallery

Выставка «Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников» в Таганроге

“Сжимая рукоять меча...”. Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока

Выставка «Красота простых вещей»

Моне, ван Гог, Матисс и Гоген возвращаются в основную экспозицию Пушкинского музея

Открытие выставки «„Кружение сердец“. Рассказ о семейных драмах» в Доме-музее А.И. Герцена

Выставка «Снаряд для глажения одёжи, или об истории утюга» в Измайлове


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru