В зале N27 Центрального Дома художника работает выставка акварели Лейсан Рахматуллиной "Чаша голубая".
Выставка члена Союза художников России, лауреата Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича в области литературы, искусства и архитектуры Лейсан Рахматуллиной представляет произведения последних 3-х лет, выполненные в излюбленной ею технике - акварели. Название выставки - "Чаша голубая" - заимствовано Лейсан из названия собственного произведения. Оно символично и метафорично одновременно: объединяющий и обнадеживающий контекст чаши как предмета культового и, соответственно, культурологического значения, как и ее цвет, имеющий ту же гуманистическую этимологию, становится духовной константой экспозиции выставки.
Московскому зрителю творчество Л. Рахматуллиной хорошо известно: настоящая выставка - третья в Центральном Доме художника (всего в творческом активе художника - 11 персональных выставок). Произведения Лейсан тяготеют к концептуально-интеллектуальному направлению с его ярко выраженной тенденцией к философско-аналитическому восприятию мира и метафорическому выражению художественного образа. Художник размышляет о вечных нетленных ценностях - любви, гармонии человека и природы, созидательной миссии человека на земле и путях его духовного возрождения. Поэтому одна из отличительных особенностей образно-стилистической манеры Рахматуллиной - отсутствие иллюстративности - на настоящей выставке приобретает черты авторской программности. Метафора, символ, знак, культурологическая ассоциация - основные составляющие ее мироощущения: все подлинное - непреходяще, поэтому его "адресность" имеет единственное выражение - общечеловеческое, вневременное, а значит - символическое. Таковы любимые Лейсан Байкал, Ольхон, Переславль, возвращение к которым - всегда открытие, а не повторение пройденного. Отсюда - изменение тональности многих листов последних лет. Прежняя "живописная" пастозность и колористическая напряженность сменились акварельной прозрачностью и тональной сложностью: оттенки розового и голубого, обогащенные желтой охрой, сообщают колориту состояние светоносности, что в свою очередь, является выражением авторского отношения к природе как к единственному земному культу. Художник намеренно эстетизирует форму: цвет, свет и линеарно-пластический ритм играют в этом процессе основополагающую роль. Во впервые экспонируемых листах диптиха "Сияние Ольхона" и серии "По Северному Байкалу" Лейсан вновь предлагает нам собственную модель красоты, внутренние трансформации которой совершаются только во имя достижения идеала. (Светлана ЕВСЕЕВА, искусствовед, заместитель директора Башкирского государственного художественного музея им. М.В.Нестерова)