НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Быть Качаловым" в Музее МХАТ

c 11 февраля по 16 мартаМосква
Выставка ''Быть Качаловым''
11 февраля в Музее МХАТ в Зеленом фойе МХТ имени А. П. Чехова откроется выставка "Быть Качаловым".

Навсегда связав свою жизнь с Московским Художественным театром в 1900 году, В.И. Качалов на протяжении почти полувека был властителем дум ряда поколений его зрителей. Любимейший актёр русской интеллигенции, вызвавший восхищение А.П. Чехова и А.М. Горького. Творчество этого великого артиста связано с лучшими традициями русского театрального искусства, в которое В.И. Качалов внёс неповторимое, самобытное, новое, им рождённое, содержание. В том, как В.И. Качалову удалось охватить своим могучим даром гениальные творения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Уильяма Шекспира, Иоганна Гёте, А.П. Чехова, А.М. Горького, А.А. Блока и В.В. Маяковского, всегда присутствовало и неотразимо воздействовало на зрителей его, качаловское, предельно чистое, отношение к жизни. В.И. Качалов невольно становился, подобно великим русским писателям, учителем жизни. Когда-то в далеком 1900 году на репетиции спектакля "Снегурочка", где В.И. Качалов репетировал Царя Берендея - одну из первых ролей на сцене Художественного театра, К.С. Станиславский воскликнул: "Вы - наш!". О "нашем", Московского Художественного театра, Василии Ивановиче Качалове расскажет эта выставка.

В 1924 году В.И. Качалов представил ответы на подробную анкету по психологии актёрского творчества, составленную театральной секцией Академии художественных наук. В анкете было 67 вопросов. В основном ответы Василия Ивановича были очень лаконичны. Например, на вопрос "оказывает ли влияние на вашу актёрскую работу характер языка пьесы, его музыкальность, ритмичность", В.И. Качалов ответил: "Да". Или на вопрос "нет ли у вас каких-либо приёмов, позволяющих вызывать сценические эмоции", ответ - "У меня - нет". Лаконичное "никогда" прозвучало в ответе на вопрос "во время антрактов и после спектакля не сохраняете ли вы невольно тон и осанку лица, вами изображаемого". На вопросы, касающиеся режиссуры, партнерства, отличии эмоций сценических от жизненных, актёр даёт очень подробные ответы, а иногда даже вступает в спор с анкетой.

В 1935 году К.С. Станиславский, поздравляя В.И. Качалова с юбилеем, написал ему: "Вы не можете жаловаться на судьбу, так как провели свою артистическую жизнь - блестяще". И добавил: "Теперь под старость углубляясь думами и чувством в наше искусство, я прихожу к убеждению, что высший дар природы для артиста - сценическое обаяние, которое Вам отпущено сверх меры".

Возможно ли, "быть Качаловым", ведь Василий Иванович величайший артист первой половины XX века. Ему рукоплескали Москва и Санкт-Петербург, люди приезжали из разных городов, чтобы попасть в Художественный театр на спектакль с участием артиста. Драматург В.С. Розов, писал, что "Качалов - это человек, который озарял целое поколение людей своим искусством, своим талантом, он ведь нас облагораживал, он нас поднимал на такие высоты, где дышится легко, где дышится озоном". В 1902 году - В.И. Качалов в это время, начинающий артист МХТ - А.П. Чехов в письме к Л.А. Сулержицкому подмечает, что "Отсутствие Мейерхольда незаметно; в "Трёх сёстрах" он заменён Качаловым, который играет чудесно". А первый историк МХТ Н.Е. Эфрос вспоминал, что когда Василий Иванович исполнял роль Бранда в одноимённом спектакле, где кульминацией была сцена у церкви, где герой артиста "зажигал толпу пророческими словами" и "заражал толпу пламенным энтузиазмом". Когда закрывался занавес, участники этой массовой сцены "целовали руки Бранду, забыв в нём Качалова, а сам он был потрясённый, и слёзы не раз текли по его бледному лицу с прилипшими ко лбу прядями волос".

Создатели выставки обратились к искусственному интеллекту, который ответил, что не существует универсальных рекомендаций, как быть Василием Качаловым, но есть сведения о некоторых его особенностях: Качалов считал, что нужно БЫТЬ внимательным к другим людям, деликатным тактичным и скромным; в работе Качалов БЫЛ требователен, но в обычной жизни отличался легкостью и комфортом для людей; актёр БЫЛ известен своей щедростью и не бросал коллег в сложных обстоятельствах; Качалов считал, что актёру надо БЫТЬ профессионалом и часто повторял, что актёру мало хорошо играть разные роли, он должен заново родиться в новой роли.

В.Я. Виленкин, доктор искусствоведения и профессор Школы-студии МХАТ, который в течении 13 лет проработал секретарём В.И. Качалова, писал в своих воспоминаниях: "Многие думают, что к людям искусства и почему-то к актёрам - особенно) лучше не подходить слишком близко в жизни, что это рискованно и обычно грозит разрушением каких-то идеальных представлений, связанных с их творческим обликом. Это может быть и верно, но только в тех довольно редких случаях, когда большой талант не гармонирует с человеческими качествами, с личностью художника. И проявляется вопреки его мироощущению, склонностям, быту и складу ума… Но гораздо чаще такого резкого разрыва между талантом и личностью у больших художников не бывает. И есть среди них немногие, счастливые, всегда особенно любимые, у которых грани между творчеством и повседневной жизнью не существует вообще, у которых жизнь сливается с творчеством безраздельно и гармонически. Таким был Качалов".

На сцене Художественного театра В.И. Качалов сыграл более 55 ролей, практически все главные. На выставке посетители познакомятся с самыми важными ролями в карьере Народного артиста: Царь Берендей в пьесе "Снегурочка", Тузенбах и Вершинин в пьесе "Три сестры", Петр Трофимов в пьесе "Вишнёвый сад", Юлий Цезарь и Гамлет У. Шекспира, Бранд Г. Ибсена, Карено в пьесе "У врат царства", Анатэма Л.Н. Андреева, Ивана Карамазова и Николая Ставрогина в инсценировках произведений Ф.М. Достоевского и др.

О работе В.И. Качалова в пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума" расскажет выставка "Качалов - Чацкий", которая откроется в Доме-музее К.С. Станиславского в марте.

На выставке представлены эскизы декораций и костюмов спектаклей, дружеские шаржи, остроумные карикатуры авторства самого Василия Качалова, уникальные фотографии в жизни и на сцене, костюм Гаева из "Вишневого сада", бесценные фрагменты видеозаписей, предметы реквизита.

Выставка продлится до 16 марта 2025 г.

12+

г. Москва, Камергерский переулок, дом 3, строение 1.

www.museum.ru/N86428
Ваше мнение »»

»»Музей Московского художественного академического театра (Музей МХАТ)
Адрес:город Москва, Камергерский пер., д. 3а
Проезд:Ст. м. "Театральная", "Охотный ряд", по ул. Тверская или Б. Никитская, трол. №№ 1, 20
Телефоны:(495) 629-8329, 692-5187
сайт:museummhat.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.03.2025  x    ?  


«Многоликий, но единственный» - выставка к 100-летию со дня рождения Иннокентия Смоктуновского

Выставка «Северная Атлантида» в Коломенском

Празднование дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова в усадьбе Вечаша

Выставка «Красная Книга» в Нижегородском художественном музее

Восьмой ежегодный фестиваль "Весь день - театр" в Театральном музее, г. Санкт-Петербург

Выставка «Реквизит жизни» в Российской национальной библиотеке

Концерт «Репин. Финальный аккорд» в Музее Академии художеств

Выставочный проект "Картинки с выставки. 2.0" в Музее С.С. Прокофьева

Фотография времени. Ретроспективная выставка фотохудожника Владимира Дубровского

Выставка «Свой город»: Нижний Новгород и другие города России на фото 1980–2000-х. Арсенал

Сказочные образы в русской керамике

Выставка «Московский сокольничий» во Всероссийском музее декоративного искусства

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Выставка «Давно стихами говорит Нева» в Музее Достоевского

Мария Гаркавенко. Платья

Выставка графики Элеоноры Жарёновой «Донецк-Луганск» в Музейно-выставочном зале РАХ

"Честь оружию. Уважение мастерам". Спортивное оружие XVIII-XX вв.

Выставка произведений Александра и Бориса Ведерниковых «Из тишины жизни» в МВК РАХ

Цикл лекций «"Хозяева Москвы". Московские градоначальники XVIII – начала XX вв.» в ГИМе

Выставка «Качалов – Чацкий. Грибоедов «Горе от ума» в Доме-музее К.С. Станиславского

Без кота весна не та… Снова март!

Выставка «Время цветенья» в Музее Сидура

Юрий Дырин «Магия созерцания»

Выставка «Этих дней не смолкнет слава!» в Угличском музее

Концерт-посвящение "Модест Мусоргский. Песни и романсы". Ко дню рождения композитора

Выставка "Плат узорчатый: и тепло, и в розах" в Музее-заповеднике "Изборск"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru