Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и журнал "Декоративное искусство" представляют проект из серии Художники круга "ДИ" - "Пространство объекта". Среди участников проекта: К. Александров, Ю. Бархим, А. Бродский, Е. Гор, А. Гроссицкий, К. Звездочетов, Н. Касаткин, В. Котляков, И. Макаревич, Б. Мессерер, Б. Орлов, О. Чуйков, Ю. Хариков, Н. Эльконина и др.
Понятие объекта ускользает от жестких определений: интуитивно мы полагаем это художественное "нечто" между живописью и скульптурой. Россия - родина подобного, "объектного" мышления, так же, как и абстракции: первые живописные объекты принадлежали отечественным футуристам и Татлину. Объект в 1960-х породил подпольный "русский поп-арт", а затем укоренился в концептуализме, фактически став материализованным трехмерным образом России, воплощенной метафорой ее судьбы. "Коммуналки" Кабакова, "Окна" Чуйкова, "театры вещей" Мессерера - знаковые образы, как ничто другое осязательно позволившие представить самую суть "национального состояния" второй половины XX века и зримо повествующие о трансформации, преображении картины. 1990-е дали новые всходы; если до этого объект - явление маргинальное, хотя и передовое, то теперь тотальное, всеохватное, стянувшее в плотную связку разрозненные явления из различных, казалось бы, пластов искусства - от реализма до абстракции.
Таким образом, в 21 веке объект осмысливается одновременно и как мощная традиция, обладающая бесспорной историей, и в то же время как универсальная современная пластическая категория, ставшая оптимальным определением "новой пластики". Подразумевая множество линий в пространстве от живописи до скульптуры, - как объекты, еще прочно, генетически связанные с плоскостью, так и выходящие в пространство скульптуры, архитектуры, инсталляции, театра, дизайна, ювелирного искусства и даже видео. Границы видов искусств при таком подходе размываются; ломка понятий при этом неизбежна - ведь речь идет о кардинально новых методах и способах визуализации.
История XX века и, в особенности, рубеж тысячелетий обнаружили невозможность порождать искусство раздельно со средой его существования, его репрезентации. Искусство стремится к тому, чтобы стать вещью, предметом, самоценной структурой, неважно, пластической или концептуальной; вещи стремятся стать искусством. Новая среда, иное пространство иначе организуют мир вокруг нас и совершенно по-другому выражают наш собственный внутренний мир. Человек творчески преобразует пространство и его нынешней метафорой, пожалуй, служит именно "пространство объекта".
Куратор - Сергей Попов.
Открытие выставки состоится 3 июля в 17.00. Выставка будет работать до 15 августа.