8 февраля 2024 года в 16:00 в Голубом зале Музея Академии художеств состоится торжественное открытие выставки «Бумага, карандаш…Русский рисунок XVIII века», представляющая академический рисунок XVIII столетия.
Настоящая выставка включает в себя ценнейший раздел графической коллекции, собранный Академией за первые двести лет ее существования. В нем отражены главные принципы и ступени академической системы обучения, давшей России целую плеяду выдающихся художников.
Восемнадцатый век для России стал временем зарождения не только нового государственного устройства, но и нового искусства. Ведущую роль в этом отношении сыграла Академия художеств. С момента учреждения в 1757 году она стремилась разработать четкий и последовательный метод подготовки художников различных направлений - живописцев, скульпторов, архитекторов, графиков. Основой этого метода стал рисунок. Настоящая выставка включает в себя ценнейший раздел графической коллекции, собранный Академией за первые двести лет ее существования. В нем отражены главные принципы и ступени академической системы обучения, давшей России целую плеяду выдающихся художников.
Обучение рисунку начиналось с освоения простейших фигур, копирования различных элементов анатомии человека со специальных гравированных таблиц и пособий. К первым этапам также относится копирование с "оригиналов", т. е. с произведений других художников. Затем следовали занятия в классе гипсовых голов и гипсовых фигур, где ученики копировали слепки с античных статуй. С середины XVIII века Академия художеств собирает обширную коллекцию слепков, снятых непосредственно с античных оригиналов и точно передающих все их пластические особенности. Изучая и копируя их, ученики формировали свое художественное видение, делали первые шаги в передаче светотени, пропорций человеческой фигуры, ее структуры.
Высшей ступенью являлся натурный класс. К занятиям в нем допускались только те, кто освоил все предыдущие этапы. Рисование с обнаженной натуры позволяло продемонстрировать и углубить знания анатомии, постановку фигуры в пространстве, передачу движения, светотеневую моделировку. Занятия в натурном классе проходили каждый день по несколько часов. В течение года проводились экзамены, по результатам которых выставлялись оценки от номера "1" (высшая оценка) и далее, а также присуждались большие и малые серебряные медали. Лучшие рисунки впоследствии оставались в классах в качестве образцов для копирования будущими поколениями учащихся.
На выставке представлены рисунки первых выпускников Академии художеств, стоявших у истоков русского искусства, - А.П. Лосенко, П.И. Соколова, А.Е. Егорова, В.К. Шебуева, А.Г. Варнека, И.А. Акимова и других.
С первых лет своего существования Академия художеств отправляла своих лучших воспитанников в заграничные поездки на несколько лет, назначая им денежное содержание - "пансион", отчего эти поездки стали называть "пенсионерскими". Художники, как правило, отправлялись в Италию либо во Францию, где продолжали изучение шедевров искусства предшествующих эпох в оригиналах. По окончании поездки в качестве отчета академисты привозили копии произведений знаменитых художников. Благодаря такой практике Академия обрела превосходные рисунки М.Ф. Воинова, выполненные с росписей виллы Фарнезина и фресок Ватиканского дворца.
Важным разделом выставки являются эскизы к живописным и скульптурным произведениям. Рисунок - самый непосредственный из всех видов искусства, именно в нем чаще всего отображается живое движение мысли художника. В этом отношении удивительно гармоничны и свободны подготовительные рисунки А.П. Лосенко к картинам "Владимир и Рогнеда" (1770, собрание ГРМ) и "Прощание Гектора с Андромахой" (1773, собрание ГТГ).
Для посетителей выставка начнет свою работу 9 февраля 2024 года в 11:00.