24 января в Ботанических оранжереях музея-заповедника «Архангельское» открывается для посетителей выставка «Архангельское. Стоп-кадр».
Благодаря фильмам, снятым на территории знаменитой усадьбы князей Юсуповых, в интерьерах дворца Архангельского, театра Гонзаги или с использованием музейных предметов, в представлении отечественного зрителя утвердился образ идеальной русской дворянской усадьбы, независимо от того, бывал ли этот зритель реально в музее или нет.
За последние сто лет Архангельское не раз становилось локацией для съемок художественных фильмов. Архивные документы позволяют показать творческий процесс ведущих советских и российских режиссеров и художников-постановщиков, а также - как складывались отношения между музеем, вышестоящими инстанциями и киностудиями. Что касается публики, то для нее будет крайне занимательно узнать, каким образом осуществлялись съемки в парке и во дворце, а также какие предметы из собрания музея нашли свое место на экране, демонстрируя соответствие фильма эпохе, стилю, акцентируя внимание зрителя на утилитарных функциях предметов, которые в музее рассматриваются, в первую очередь, с художественной точки зрения.
Статус музея, полученный в 1919 году, сохранил и строения, и убранство, и коллекции Архангельского, которое с этого времени не раз становилось местом киносъемок. Родовое дворянское гнездо - не безликие декорации, а полноправный участник художественных фильмов, дошедшие до нас подлинные звенья отечественной истории, соединяющие настоящее с прошлым.
До определенного момента съёмки игровых сцен проходили в музейных экспозициях, чтобы достоверно донести зрителю подлинный стиль и атмосферу эпохи. Архивные документы восстанавливают процесс и демонстрируют закулисье, так называемый back stage. В основном Архангельское для съемок использовали киностудии "Мосфильм" и им. Горького, изредка - "Ленфильм", "Беларусьфильм" и другие. Любопытно проследить, как одни и те же предметы "кочуют" из одного фильма в другой, подтверждая их выбор художниками-постановщиками и режиссерами в качестве стиле- и смысло- образующих, максимально достоверно передающих их представления об эпохе, обстановке, времени, которым посвящен тот или иной фильм.
Летом 1926 года на партере усадьбы проходили съемки немого фильма Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова "Генеральная линия" ("Старое и новое"), увы, этот фрагмент не вошел в финальную версию картины. В 1946 году дормез князя Н.Б. Юсупова (карета для дальних путешествий) станет значимым элементом историко-музыкального биографического фильма "Глинка" режиссера Лео Арншрама. В числе наиболее важных кинолент, снятых на территории или с использованием предметов из собрания музея-заповедника "Архангельское": "Сорока-воровка" (1958), "Белые ночи" (1959), "Обыкновенное чудо" (1964), "Анна Каренина" (дважды, 1967, 2009), "Война и мир" (1965-1967), "Дворянское гнездо" (1968), "Звезда пленительного счастья" (1975), "О бедном гусаре замолвите слово" (1980), "Отцы и дети" (1984), "Веселая вдова" (1984), "Виват, гардемарины" (1987), "Олигарх" (2002), "Андерсен. Жизнь без любви" (2006), "Барвиха" (2009), "Записки экспедитора Тайной канцелярии" (2010) и другие.
Эскизы, рисунки и архивные документы, хранящиеся в Музее кино и Госфильмофонде, документируют творческий процесс, от идеи до кинокадра. Экспонаты музея дополняют фрагменты всем известных художественных фильмов, давно и прочно занявших свое место в золотой коллекции российского кино.
"Наше сегодняшнее представление о том, как и где жили герои русской классической литературы и исторические персонажи, складывается не только в результате знакомства с текстами, но часто, в первую очередь, опирается на визуальный ряд, созданный ведущими режиссерами страны, такими как Наум Трахтенберг и Иван Пырьев, Эраст Гарин и Александр Зархи, Сергей Бондарчук и Андрей Кончаловский, Владимир Мотыль и Лев Кулиджанов, Эльдар Рязанов и Светлана Дружинина, Павел Лунгин и Сергей Соловьев, и другими. Киномиф о том, как выглядела традиционная русская дворянская усадьба, рождался через сюжеты классической русской литературы, опираясь на тексты Герцена, Толстого, Тургенева. И этот визуальный ряд со временем превратился в наш ментальный код, позволяющий зрителю безошибочно определять принадлежность сюжета к историческим событиям в России XIX века, олицетворением которого на киноэкране является усадьба Архангельское и ее коллекции", - рассказывает о выставке куратор Ольга Нестерцева.
В параллельной программе к выставке будут показаны кинофильмы, связанные с Архангельским.
Выставка открыта для посещения с 24 января по 14 апреля со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00, вход осуществляется до 17.30. Стоимость билетов - 300 рублей.