С 12 по 22 декабря 2023 года в Галерее живописного искусства Московского союза художников в выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20 пройдет выставка живописи Юрия Сергеевича Павлова «А напоследок я скажу…».
Почётный академик Российской академии художеств Юрий Сергеевич Павлов родился в 1932 г. В 1952 г. окончил с Золотой медалью Московскую среднюю художественную школу. В 1958 г. окончил с отличием МГХИ им. В.И. Сурикова (мастерская П.П. Соколова-Скаля). Награжден премией МОСХ по живописи, дипломом Академии художеств СССР, премией Министерства культуры СССР, премией имени П. Кончаловского и Серебряной медалью Российской академии художеств, Золотой медалью Союза художников.
Художнику близка пушкинская тема и это нашло свое отражение в многочисленных картинах, пейзажах, натюрмортах, часть из которых находится в ГТГ, Государственном музее А.С. Пушкина, Центральном музее Великой Отечественной войны, Государственном художественном музее Белоруссии, Ярославском художественном музее, Государственном художественном музее г. Нукус, музеях России, Украины, Польши, Болгарии и многих других.
Художник с огромным творческим опытом, участник многочисленных выставок, обогативший музейные фонды достойными полотнами вправе рассчитывать на серьезный искусствоведческий анализ своего творчества. Но лучше, чем сам мастер о своем пути в искусстве, трудно написать.
Из интервью с художником Юрием Сергеевичем Павловым:
«В 1945 году я держал экзамен в московскую среднюю художественную школу. На протяжении семи лет обучения я не испытывал особого стремления быть художником. В этой школе были прекрасные преподаватели, была культура, колоссальный натюрмортный фонд. Несмотря на строгость, нас любили и заботились о нас. Детские увлечения искусством сыграли важную роль на желание стать художником. В последних классах школы уже не было никаких колебаний. Самая первая мечта стала – быть художником. Школу я окончил с Золотой медалью.
В Суриковский институт меня приняли в 1945 году. Тогда шесть человек, окончивших школы с Золотой и Серебряной медалями, были приняты без экзаменов.
В то же время в институт на живопись поступил и В. Попков.
После художественной школы в институте я чувствовал себя некомфортно. Я не понимал, чего от меня хотят.
Когда мы подошли к 3 курсу, надо было распределяться по мастерским. Я не знал, в какую мастерскую идти. И тут в институт пришел Павел Петрович Соколов-Скаля. Ему дали монументальную мастерскую. Она не была такой, как сейчас, где изучают мозаику, фрески. Просто называлась монументальной. Я поступил к нему в мастерскую. Он оказался очень интересным педагогом и человеком. Много неожиданного я от него узнал.
Суриковский институт – школа реалистической живописи с натуры. И там вот впервые прозвучало: «А ты построй плечо натурщицы не тонально, а цветом, без бликов. Попробуй сделать форму цветом». Эта задача, о которой мы никогда не слышали, переворачивала мозги. Возникали новые ходы, решения. И вот таких уроков было достаточно.
В то время в институте были мастерские: Ефанова, Цыплакова, Покаржевского, Модорова и Максимова. Нас учили визуальной точности натуры, живописным приемам, технике. Вместо подачи программного изучения композиции, получали рекомендации по ходу работы. Если на «Графике» можно было говорить о какой-то программе, грамоте, то тут была чистая импровизация.
Из всех мастерских наша мастерская выделялась желанием учеников сделать что-то свое, что-то острое.
Диплом я защищал в 1958 году на тему спорта: «Конькобежные соревнования на Малом стадионе «Динамо». Я получил «Красный диплом».
Учась в институте, в 1956 году я написал картину «Строительство стадиона в Лужниках». Её взяли на фестивальную выставку. С этой картиной я запомнился. А к диплому я уже четко сформировался как художник.
Меня волнует проблема света, цветного света. Эта проблема решается по-разному. Существуют разные методы её решения. Можно написать ночь очень светлой, а это будет ночь. И солнечный свет можно написать очень темно, но это будет яркое солнце. Эти загадки меня увлекают.
В 1968 году была выставка «16-ти». Меня на эту выставку подвигнул Виктор Попков. После этой важной для меня выставки у меня появилась уверенность, ушел страх.
Редкие покупки, пенсия – это жизнь художников моего поколения.
А чтоб картины не накапливались, я дарю некоторую часть музеям. От этого тоже получаешь удовлетворение. Кому-то они нужны».
/ Юрий Попков/