НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставочный проект «Путь на Север» в Архангельске

c 28 ноября 2023 по 31 января 2024Архангельская область
Выставочный проект «Путь на Север» в Архангельске
Выставочный проект «Путь на Север». Фотограф: Любовь Смирнова
Выставочный проект «Путь на Север». Фотограф: Любовь Смирнова
Выставочный проект «Путь на Север». Фотограф: Любовь Смирнова
Выставочный проект «Путь на Север». Фотограф: Любовь Смирнова
Государственный Русский музей и Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» представляют масштабный выставочный проект – «Путь на Север».

Выставка «Путь на Север» представляет около пятидесяти произведений выдающихся русских художников, классиков отечественного искусства, в чьей творческой судьбе Север прозвучал особой темой: в картинах Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Николая Рериха и многих других живописцев.

Север - понятие не только географическое, но в первую очередь, - это особое духовное пространство, особый историко-культурный феномен, который по праву можно считать достоянием мировой цивилизации.

Многие поколения художников черпали вдохновение в безграничных просторах северной природы, в величественности памятников деревянного зодчества, в богатейшем наследии народного декоративно-прикладного искусства, в естественной красоте быта и нравов жителей этого сурового края.

Основу экспозиции составляют произведения Константина Коровина. Первый русский импрессионист по праву считается художником- первооткрывателем Севера. В 1894 году по приглашению предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, начавшего в это время строительство узкоколейной железной дороги Вологда – Архангельск, Коровин отправляется на Север в компании своего друга и единомышленника Валентина Серова. Под влиянием мощной энергетики Севера яркая, легкая, солнечная палитра, свойственная ранним произведениям художника, уступает место холодной серебристо-жемчужной гамме. Эта строгая тональная система легла в основу новой художественной эстетики в русском изобразительном искусстве.

Север становится для Коровина подлинным источником вдохновения, он вновь и вновь возвращается в эти места. Эти художественные экспедиции, получили отражение не только в многочисленных этюдах и картинах художника, но и двух масштабных циклах, состоящих из монументально-декоративных панно. Первый художественный цикл в 1896 году был показан в павильоне Крайнего Севера на Нижегородской промышленной и художественной выставке. Второй, созданный в союзе с художником Николаем Клодтом в 1898 году, представил «художественную летопись Севера» на Всемирной выставке в Париже. Центральное место нашей экспозиции занимают четыре панно этого цикла: «Остатки стоянки самоедов. (Священное место)», «Река», «Тундра» и «У Карского моря».

Далекий и загадочный Север, воплощённый в работах Коровина возбудил интерес к этой земле у целого ряда художников. На Север едут участники творческого объединения «Союз русских художников»: Василий Переплетчиков, Сергей Виноградов и Абрам Архипов. Мастерам «Союза» был свойственен поиск русской национальной идеи, и Север с его богатейшими духовными традициями и народной культурой, могучей и первозданной природой становится олицетворением русской самобытности и главным «героем» их произведений.

В тот же период, предпринял поездку по Северной Двине художник-баталист Василий Верещагин. Он вел подробные дорожные очерки, где описывал происходившие в северном путешествии события: посещение знаковых мест, встречи с поморскими рыбаками и торговцами, знакомство с прекрасной деревянной северной архитектурой, и восторг от «открывавшимися во все стороны далекими окрестностями».

Выставка представляет Север в широком географическом диапазоне от северной Балтии до Арктических земель. Еще в середине XIX века художников-академистов Александра Гине и Евгения Дюккера волновали пленительные панорамы берегов Рижского залива и возвышенные северные марины.

Интерес русских художников к ландшафтам Финляндии был связан с выбором иного пейзажного мотива, отличного от среднерусской природы. Выбор этот был во многом продиктован эстетикой символизма, новый образный мир открывался в новой географической реальности. Каменная пластика и колорит привлекали многих художников, среди которых Аполлинарий Васнецов и Александр Беггров.

В конце ХIХ века происходит настоящий сдвиг в восприятии северного пейзажа. Это изменение было связано с поиском «эпической древности» и «истоков русской цивилизации».

Путь к исконному миру, не искаженному прогрессом, чистому в своей первозданности и простоте, вел на Север. Со времен Древней Руси, Севером считались обширные территории, включающие Новгород Псков, Ладогу и заповедную территорию Карелии, где располагаются священный остров Валаам, могучий водопад Кивач, застывшие леса, горные парки, и фантастические ландшафты с расположенными на них святынями.

Запечатлеть древнюю «Северную Русь» отправляется на остров Валаам великий русский пейзажист Иван Иванович Шишкин. На Валааме художник работал с необычайным творческим подъемом, восхищаясь карельскими скалами, живописным рельефом и нерушимым покоем этого пространства.

Жанрист и передвижник Владимир Маковский часто бывал в Великом княжестве Финляндском. На картине «В лодке на озере» изображено озеро Мустамяки близ деревни Неувола (ныне – поселок Горьковское Ленинградской области). Светлый идиллический пейзаж, создает чувство гармонии, атмосферу умиротворения и тишины.

В 70-х годах ХIХ столетия в эти места за новыми сюжетами и «новым светом» приезжает выдающийся живописец, мастер философского пейзажа Архип Иванович Куинджи. Пленённый поэтикой аскетичной северной природы Куинджи пишет цикл, из трех полотен, посвящённый Северу. В экспозиции выставки представлена первая работа «северной трилогии» – «Ладожское озеро» 1871 года.

Ученик Архипа Куинджи, Николай Константинович Рерих искал в застывшей северной природе сакральное, архаическое начало. Стремление понять «мистическую душу Севера» у Рериха было настолько велико, что именно на нем долгие годы будут сконцентрированы все его творческие силы. Рерих неоднократно бывал на Севере. В представленных на выставке пейзажах «Святой остров», «Скалисты берег моря» и «Первая стрела» царит возвышенное чувство и стоический северный дух.

Дальше всех на Север зашел другой ученик Куинджи – Александр Алексеевич Борисов. Для всех «куинджистов» был характерен поиск некой неприкосновенной сакральной земли – собственной «Гипербореи», где останавливается ход времени и соединяются воедино земное и вселенское пространство. Для, Александра Борисова, родившегося на Севере, таким сокровенным местом стала Арктика.

Север воспет многими русскими живописцами, но особенно дорога ему песня тех, кто кровно связан с этим суровым и дивным краем, кто посвятил ему свое творчество целиком. Как и Александр Борисов до конца был предан единственной теме – Северу старейший архангельский художник Степан Григорьевич Писахов. Всю жизнь он пытался разгадать самую душу северной природы, нежную и величавую, хрупкую и мужественную, открыть в ней свой неповторимый мир.

Многие русские мастера, продолжая дореволюционные традиции, и в советское время черпали вдохновение на Русском Севере. К таким художникам принадлежат Василий Рождественский и Петр Кончаловский, оба они в 1930-е путешествовали по Северу.

Так Василий Рождественский писал колоритные пейзажи и портреты на Летнем берегу Белого моря, на Онежском полуострове, на Пинежье. Он создал возвышенный и слегка романтизированный образ Севера и его людей. С Заполярьем связана и картина Петра Кончаловского «Имандра. Осмоление сетей», написанная в результате его поездки на Кольский полуостров.

Когда: 28 ноября 2023 - 31 января 2024

Где: Музей изобразительных искусств, г. Архангельск, пл. Ленина, 2.

www.museum.ru/N83923
Ваше мнение »»

»»Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"
Адрес:Архангельская область, г. Архангельск, пл. Ленина, 2
Проезд:См. здесь
Телефоны:(8182) 65-3534
сайт:www.arhmuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 26.05.2024  x    ?  


Программа Международного фестиваля "Интермузей" в 2024 году

ВДНХ станет одной из площадок фестиваля «Интермузей»

Русский музей отметит 320-летие Летнего сада новым ежегодным праздником

IX Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE в Третьяковской галерее

Выставка "Лев Додин: жизнь человека" в Шереметевском дворце - Музее музыки

Первая выставка Филиала Третьяковской галереи в Самаре "На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве"

В новом свете. Музейные произведения после реставрации

Выставка "Стекольная сессия на Елагином острове"

Проект «Искусство жить дома» в Нижегородском музее-заповеднике

Выставка «Наш Пушкин. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина» в Музее имени М.А. Врубеля

Книжная ярмарка в Пушкинском музее

Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею»

День эколога в Дарвиновском музее

"По возрасту": коды традиции в костюме. Выставка в Российском этнографическом музее

Дефиле «РЭМ: территория моды»

Пушкинский музей открывает летний сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга

«Ассоциации» в Царском Селе. Театрализованное дефиле посвятят Пушкину

Выставка «Мистическое обручение» в Музее имени Андрея Рублева

Музей-заповедник «Царское Село» создал тактильный макет Александровского дворца

Наше отражение. Выставка гротеск-живописи Марины Окунёвой в Дарвиновском музее

Музыка в музее. Западноевропейская классика в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

Из «Христологического цикла». Образ Спасителя в произведениях изобразительного искусства

Выставка «Город детства» в Дальневосточном художественном музее

В.Г. Федоров: оружейник, ученый, друг музея. К 150-летию со дня рождения

Фотографии Нижнего Новгорода рубежа XIX-XX веков на выставке в Минске

Праздник "День города" в Петропавловской крепости

Выставка «Живой портрет... Волос в волос. Механическое рисование»

Валерий Мишин. Портретное сходство

Сергей Алферов. Флюгер астральных ветров. Выставка в галерее Artstory

Выставка «Натюрморт 1920-х – 1930-х годов» в Русском музее

Легенда. Леонид Богданов

Фестиваль «На лугу» - новый проект Музея-заповедника «Царицыно»

Музей славянской письменности «Слово» приглашает на мероприятия к своему пятилетию

Выставка «Холодное мерцание космоса» в Музее современного искусства АРТМУЗА

Декада «Благостина» в Угличском музее

Детский праздник "Стойкий оловянный солдатик" на Бородинском поле


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru