С 30 октября по 11 ноября 2023 года в Галерее живописного искусства Московского союза художников, в выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20, состоится выставка живописи Натальи Любимовой.
Наталья Сергеевна Любимова - художник природного колористического дара, данного считанным живописцам. Она - одна из немногих представителей московской школы живописи, понимающих суть этой школы, а не метод или манеру, - в насыщенности и самоценности цвета, в его неразрывной пластической принадлежности предмето-пространству холста, претворяемого кистью не в категориях изобразительности, а выразительности. Любимова - личность с уникальным внутренним "маховиком времени", всю жизнь изо дня в день сочетавшая истинно женское умение хранить семейный очаг и беречь в себе стихийный запал творческого огня. Каждая свободная минута - и рождается новый набросок, этюд, эскиз, картина - глотки живописного кислорода, ликующей искренности, внутренней культуры и мерцающего богатства оттенков. Она писала свободно - как и дышала.
Будучи супругой Эдуарда Браговского, харизматичного автора с узнаваемым творческим почерком и энергичного общественного деятеля, Наталья Сергеевна, разделяя пластические ориентиры мужа, вырабатывала собственный авторский почерк. В ее работах присутствует точное видение натуры, умение передать сущностное в характере изображаемой модели, пейзажа или предмета. Живописные полотна и этюды Любимовой - редкое умение художника, работая на противоположных красно-зеленых, желто-фиолетовых, фиолетово-синих, почти открытых цветах, создавать ощущение пульсирующего благородного колористического погружения предмета в пространство, при сохранении реалистического подхода к изображению. Цвет в ее работах - главенствующее, чувственное "тело" живописи, драгоценное панно, складывающееся из подвижной смальты красок. "Отсекая" мазками предмет от пространства, свободно меняя их направление, она лепит форму, в то же время, соподчиняя ее плоскости. Нередко разрывы между мазками оставляют мельчайшие фрагменты чистого, незаписанного холста, что избавляет картину от буквальности прямого изображения видимой натуры.
Каждая из сюжетных картин, портретов, интерьеров обладает собственным эмоциональным звучанием. Натюрморты - тонкое режиссирование партитуры цвета и тона, композиционной меры звучания красок и сочетания предметов между собой. Пейзажи-настроения в знакомых мотивах приобретают лирические ноты. Много работая на пленэре, сама Наталья Любимова признавалась: если бы не Владимир, Ростов Великий, Юрьев-Польский, Борисоглебск, Переславль-Залесский, Таруса, - ее "жизнь как художника была бы неполной".
Наталья Сергеевна Любимова родилась в Москве в 1924 г. Первые азы в области изобразительного искусства получила, занимаясь в детской художественной студии. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Пензу. Обучалась в художественном училище им. К. А. Савицкого, где многим будущим художникам помогал раскрывать свой талант преподававший там И.С.Горюшкин-Сорокопудов.
В 1950 г. Окончила МГАХИ им. В.И.Сурикова, где ее преподавателями были Г. Г. Ряжский и Д.К.Мочальский. Многое восприняла от А.А.Осмеркина, художников объединения "Бубновый валет", "московских сезаннистов". Испытывала интерес к творческому опыту французских импрессионистов, фовистов и кубистов, в частности. К творчеству Р.Дюфи. По собственному признанию Н.Любимовой: "Мы все тогда дюфинировали", - при этом оставаясь истинно русскими художниками.
С 1953 г. - участник молодежных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок. С 1958 г. - член союза художников СССР. Работы художника хранятся в государственных музеях России, частных собраниях США, Германии, Японии.
/Вера Лагутенкова, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ/