7 октября в Музее Тропинина открывается выставка "Литография 1810-1820-х годов из частных собраний".
Клуб коллекционеров графики во второй раз представляет в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени работы из коллекций поклонников эстампа. Тема выставки посвящена ранним образцам искусства литографии - "Литография 1810-1820-х годов".
Музей В.А. Тропинина, основанный известным собирателем искусства Ф.Е. Вишневским, продолжает традицию тесного сотрудничества с коллекционерами. Новая выставка Клуба коллекционеров графики представляет 113 листов и альбомов 49 русских и европейских литографов из 11 частных собраний.
На выставке впервые показаны три образца ранней русской литографии, малоизвестные даже профессионалам. Один из них изменяет наши представления о времени появления литографии в России и смещает эту дату из 1816 в 1815 год. Это портрет кирасирского офицера работы известного русского художника-акварелиста и литографа Петра Соколова (1787-1848), датированный 1815 годом. А также два листа с гербом графов Строгановых работы неизвестного художника.
Экспозиция выставки "Литография 1810-1820-х годов" строится не на принципе локальности, рассказывая о конкретных национальных школах, а показывает на материале частных собраний общую картину европейской и российской литографии первых десятилетий XIX века. Безусловно, в работах художников прослеживаются взаимные влияния и заимствования.
Техника литографии была изобретена в Германии в 1796 году Алоисом Зенефельдером и первоначально использовалась для тиражирования текстов, нот и карт, что было крайне необходимо в смутную эпоху наполеоновских войн. Принцип литографии заключался в следующем: на известковую плиту с ровной зернистой поверхностью специальным жировым карандашом наносилось изображение, которое после травления и покрытия краской переводилось на бумагу. Техника литографии допускает печать огромных тиражей и делает финальный художественный продукт более дешёвым и доступным.
Первой отечественной литографской мастерской, которая занялась художественной продукцией, была мастерская при Военно-Топографическом депо Главного штаба в Петербурге. В литографию буквально ринулись выдающиеся художники России - Владимир Боровиковский, Алексей Венецианов, Александр Орловский, Пётр Соколов. Во Франции литографией увлеклись такие мастера, как Луи-Леопольд Буальи, Клод и Орас Верне, барон Доминик Виван-Денон. Именно Россия и Франция на это время стали центрами европейского литографского искусства.
Темы и жанры у литографов многочисленны. Здесь и портрет, и пейзаж, и батальные сцены, и карикатуры. Все они отражены в экспонатах выставки. Недавно прошедшие наполеоновские сражения все ещё будоражили умы широкой публики и художников, а покупателей эстампов интересовала фигура Наполеона, изображение солдат и баталий, в которых они ещё недавно принимали участие. Литографированные листки с изображением святых заполняли прилавки церковных лавок. Интерьеры дворянских дворцов и мещанских квартирок украшались видами Москвы, Петербурга и Парижа. В моду вошла "репортажная" литография, запечатлевающая всевозможные происшествия и судебные процессы.
Необходимо отметить, что литографию 1810-1820-х годов, несмотря на разность задач и тем, роднит почти всегда высочайшее художественное качество. Именно поэтому она сразу стала предметом пристального внимания со стороны собирателей изящных искусств прошлого и продолжает привлекать коллекционеров сегодня.
Куратор: коллекционер, историк искусства Сергей Подстаницкий
Даты: 7.10.23 - 24.12.24
Место: Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени