Проект «Клуб ценителей восточной культуры Orientalica», действовавший с 2015 по 2020 год в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, возобновляет свою работу в обновленной версии – 2.0.
Напомним, что с 2015 года один-два раза в месяц посетителям музея предлагались встречи, посвященные различным аспектам культуры и искусства стран Востока – от древнейших цивилизаций до наших дней. Всего за 5 лет состоялось 74 встречи. Пандемийный 2020 год прервал эту традицию на несколько лет. Однако с сентября 2023 года музей предлагает вновь присоединиться к встречам клуба.
На этот раз речь пойдет о рефлексии европейских мастеров на восточные страны, о развитии экзотических «стилей» в Новое и Новейшее время, о причинах появления различных восточных течений в европейском искусстве, механизмах распространения информации о далеких странах и главных героях этих процессов. Ежемесячные встречи позволят вспомнить основные и узнать малоизвестные имена европейского искусства и проследить степень влияния на них магии Востока. В осенне-зимнем сезоне встреч речь пойдет о тонкостях развития «турецкого стиля» – одного из основных художественных течений европейского ориентализма.
Встречи проводит Сергей Винокуров – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ, старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения УрФУ.
Встреча № 75
От Медичи до Короля-солнце: предыстория экзотических стилей
27 августа, 13:00
На вводной встрече речь пойдет о феномене увлечения европейских художников различными иноземными сюжетами, формами и техниками в период XV–XVII веков. Через призму исторических событий этого насыщенного периода поговорим о появлении сфинксов в творчестве Рафаэля, о китайских предметах в живописных натюрмортах, первых тюрбанах и других «экзотических» элементах в портретах, а также попытках освоения технических особенностей прикладного искусства стран Востока.
Встреча № 76
Рождение турецкого стиля: Османская империя и тюркери XVI–XVII веков
24 сентября, 13:00
Завоевание Константинополя турками-османами в 1453 году и последовавшее закрепление Османской империи в непосредственном соседстве со старой Европой не могло не вызвать возникновение одного из первых экзотических «стилей» в истории искусства. На встрече поговорим об основных событиях, дипломатических и, как следствие, художественных контактах европейских стран с Османской империей и постепенном рождении турецкого стиля, впоследствии получившего название «тюркери».
Встреча № 77
Тюркери в европейском искусстве XVIII века: герои, направления, произведения
29 октября, 13:00
XVIII столетие подарило миру сразу несколько экзотических течений, одним из которых был зародившийся в предыдущие столетия тюркери. Присутствие европейских дипломатов при Османском дворе, вопреки всему, не повлияло на точность восприятия элементов турецкой культуры, но заметно обогатило художественный мир Европы. Тюрбаны, халаты, шаровары и перья – стали излюбленны в моде этого времени. Спальни и рабочие кабинеты украшались балдахинами, активной резьбой по дереву и яркими тканями, а в интерьерах появился, пожалуй, самый удобный тип мебели – диван. На встрече познакомимся с масштабами турецкого в художественной культуре Европы эпохи Просвещения.
Встреча № 78
Тюркери в искусстве Европы первой половины XIX века: версии романтиков и академистов
26 ноября, 13:00
Романтизм и академизм первой половины XIX века можно назвать конкурентами в области обращения к восточной экзотике. Гро, Делакруа, Энгр, Декан, Шассерио и многие другие крупные и малоизвестные мастера не упускали возможность использовать элементы турецкой культуры в своих произведениях. На встрече проследим изменения, происходившие с тюркери этого времени, формах его выражения в рамках романтизма и академизма, а также сохранение уже устоявшихся форм в русле зародившегося в это время историзма.
Встреча № 79
От «Салонов» до фовистов: турецкий стиль в художественной жизни Европы второй половины XIX – начала XX века
24 декабря, 13:00
В рассматриваемый период, как может показаться на первый взгляд, тюркери в искусстве приобретает выхолощенный характер, во многом благодаря активному обращению к нему так называемых «салонных» мастеров. Однако при детальном рассмотрении становится очевидным, что самый близкий восточный сосед по-прежнему не просто вдохновляет, но и дает новые возможности художникам, мастерам и модельерам, а также успешно укладывается в любое из стилевых течений в рамках их бесконечной смены во второй половине XIX – начале XX века.
Большой лекторий Центра «Эрмитаж-Урал» / Екатеринбург, Вайнера, 11
Посещение по билету в центр: 300 руб. — входной, 100 руб. — льготный или по музейному абонементу.