Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку архитектурной графики Тотана Кузембаева "Горизонты событий", приуроченную к его 70-летию.
Выставка "Горизонты событий" рассказывает об универсальности профессии архитектора и разрушает обывательское представление о том, что архитектор лишь материализует желание заказчика. Основу экспозиции составляет серия графических черно-белых работ "Невесомость" (1998-2018 гг.), выполненная в смешанной технике (карандаш с тушью, печать, аппликация, бумажное плетение), а также работы Тотана Кузембаева из собрания Музея архитектуры, относящиеся к периоду "бумажной архитектуры" 1980-х годов ("Город", "Рыба", "Крест"), в том числе 7 листов из серии "Информационный город" (1986-1990 гг.) - проекты автобусных остановок и информационных башен для города Зеленограда. В каждой из серий автор проявляет себя как философ, изобретатель, демиург.
Фирменный почерк Тотана-художника начал формироваться 70 лет назад, ещё в детстве, посреди бескрайней казахской степи. Из колыбели он видел шанырак - черную дыру в куполе юрты, где движутся звезды на ночном небосводе, а утром - ярко-голубой круг с росчерками следов от самолетов. "В графике Тотана белого всегда было больше. На снежном фоне проступали фантастические города, проявлялись сказочные архитектурные миры. Но вот, при всей любви его к белому, черное, очевидно, стало для Тотана не менее важным. Или, точнее сказать, - стало необходимым на этом этапе его развития. Маятник тотанова творчества докачнулся до черного - и автор, кажется, сам этому удивлен", - Андрей Иванов, архитектор, урбанист, исследователь.
Архитекторы тысячелетиями творили "в плену гравитации", пока в начале XX века идеи тотального преобразования городов не вдохновили их задуматься об освоении воздушного пространства. Спустя три десятилетия ученые преодолели границу Земли - человек в космосе! Архитекторы периода Оттепели вновь обратились к футуристическим формам, но в 1970-е годы гравитация окончательно победила: тяжеловесная архитектура не оставляет шансов, прибивая здания к земле. На этом надломе в 1980-х годах в среде студентов МАРХИ родился феномен "Бумажной архитектуры". Тогда последнее поколение архитекторов уходящего тысячелетия решает радикально пересмотреть творческие границы и задаться вопросами: какой может быть архитектура с другими законами физики, вдруг эти законы достаточно лишь вообразить? Именно в это время, после окончания Московского архитектурного института, Тотан Кузембаев оказался в числе хорошо известных на Западе советских "бумажных архитекторов", противостоя отсутствию в те годы архитектурной практики и вынужденному "типовому творчеству".
"Архитектура - парадоксальный по своей сути вид искусства. Объективно она обусловлена силой тяжести Земли и законами природы, определяя задачу зодчего в их преодолении и укрощении. Именно эти процессы выражены в графике Тотана Кузембаева", - Марк Акопян, куратор выставки.
Графический трактат "Невесомость" (к этой серии относится 44 из 56 графических работ, представленных в экспозиции) повествует о метавселенной Тотана, где космические силы растягивают, скручивают, деформируют города, но не разрушают и не уничтожают материю. При этом, спокойная манера письма, переходящая в миниатюрную, передает ощущение безмятежности жителей этих городов.
В эволюции серии "Невесомость" отчетливо видно, как с годами тема преодоления границ пространства и времени обретает новые формы. Стремление к свободе от гравитации автор передает как в художественном творчестве, так и в реальных объектах, черпая вдохновение для архитектурных проектов именно из созданного им самим художественного мира. Эти поиски можно трактовать как размышления на тему разрушительных действий, которые человечество совершает в отношении окружающего мира.
Будучи истинным исследователем и экспериментатором, архитектор-художник, чтобы победить гравитацию, направляет свой творческий взор все ближе к "горизонту событий", границе всепоглощающей "черной дыры", чья сила притяжения побеждает свет. ""Горизонт событий", в широком смысле, - это черта, за которой события не могут повлиять на наблюдателя. Значит ли это, что Тотан прошел "точку невозврата", после которой ничто не волнует, не откликается и не будоражит? Сама драматургия выставки отвечает на этот вопрос однозначным "нет"", - Юлия Шишалова, куратор выставки.
Кураторами выставки выступают искусствовед, специалист по архитектуре ХХ века, куратор внешних проектов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева Марк Акопян и журналист, главный редактор журнала "Проект Россия" Юлия Шишалова.
14 июля - 3 сентября 2023 года
Адрес: Москва, ул. Воздвиженка, 5/25, Анфилада