21 июня 2023 года в Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Арнольд Бёклин, Карло Бёклин. “Остров мёртвых”», посвящённая одной из самых прославленных композиций в европейской живописи рубежа XIX–XX веков.
В 2022 году Эрмитаж приобрёл картину «Остров мёртвых», написанную одним из главных представителей европейского символизма Арнольдом Бёклином (1827–1901) совместно с сыном Карло (1870–1934). Несмотря на открытый вопрос о степени участия в создании полотна Бёклина-отца, оно обладает исключительной значимостью для истории искусства и русской культуры. Выставка представляет «Остров мёртвых» в широком художественном и литературном контексте. В её составе – произведения вдохновлявших Арнольда Бёклина французских классицистов, европейских мастеров романтической живописи, а также современников художника: немецких реалистов и символистов. Разделы выставки – «Мифология», «Романтизм», «Символизм», «Прототипы» – освещают историю создания и восприятия современниками «Острова мёртвых», ставшего знаковым для целой эпохи.
«Тот взрыв общественного интереса, который вызвало объявление о приобретении этого полотна Эрмитажем, показывает, что “Остров мёртвых” – символическая картина и символ своей эпохи – и сегодня будоражит умы», – отмечает Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Композиция А. Бёклина легла на подготовленную почву. В XIX веке художники-романтики представляли свои размышления о человеческой судьбе и жизненном пути в образах одинокой ладьи, морского странствия и кораблекрушения. Таинственность и мрачная меланхолия «Острова мёртвых» продолжали традиции позднего романтизма. Ярко выраженный мистицизм и идея смерти были созвучны новым символистским тенденциям в искусстве.
Первая версия «Острова мёртвых» была написана Арнольдом Бёклином в 1880 году во Флоренции для коллекционера Александра Гюнтера (сейчас в собрании Художественного музея Базеля). Успех картины позволил Бёклину исполнить несколько её повторений, отличающихся незначительными изменениями в деталях. Сохранившиеся варианты находятся сегодня в Художественном музее Базеля, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Старой национальной галерее в Берлине, Музее изобразительных искусств Лейпцига. Версия 1884 года, написанная на металлической пластине, исчезла во время Второй мировой войны. Поистине всемирную славу картины обеспечили отменного качества репродукции, выпущенные огромным тиражом по заказу галериста Фрица Гурлитта. Растиражированные репродукции быстро стали знаковыми атрибутами интерьеров того времени. Владимир Набоков в романе «Отчаяние» (1934) заметил, что их можно «найти в каждом берлинском доме». «Остров мёртвых» украшал кабинет Зигмунда Фрейда и висел в комнате Владимира Ленина в Цюрихе. В России Арнольд Бёклин был одним из самых знаменитых зарубежных художников, чьё имя стало почти нарицательным. Критика, прежде недоброжелательно и скептически настроенная, признала Бёклина одним из главных авторов эпохи, а «Остров мёртвых» превратился в икону символизма.
Было принято, что пятью каноническими вариантами прославленной композиции художник исчерпал тему. Однако, согласно словарю Тиме–Беккера (Thieme U., Becker F. Allgemeines Lexikon der bildenden Kunstler. Bd. 4, Leipzig, 1910), осенью 1900 года Арнольд Бёклин вместе с сыном Карло начали писать шестой вариант «Острова мёртвых». Именно с ним отождествляется эрмитажное полотно.
Карло Бёклин получил образование архитектора, однако в 1894 году, когда отец пережил инсульт, приехал во Флоренцию, чтобы заботиться о нём, вести дела и заниматься торговлей картинами. Бёклин-старший питал надежду передать сыну своё мастерство и обучить его живописи. Лучшим способом сделать это Арнольд Бёклин считал совместное создание картин. Знаменитого художника не стало в январе 1901 года, и Карло Бёклин уже в одиночку должен был завершить работу над «Островом мёртвых».
Эрмитажная картина – единственная работа Бёклинов, подписанная «A. Bocklin invenit» (А. Бёклин сочинил) и «Carlo Bocklin fecit 1901» (Карло Бёклин исполнил в 1901 году). Подобного рода подписи характерны больше для гравюр и в традиционной живописи не встречаются.
В Россию произведение попало, вероятнее всего, в связи с женитьбой в 1899 году Карло Бёклина на Надежде Грингмут – дочери Владимира Андреевича Грингмута, главного редактора «Московских ведомостей». Полотно могло быть привезено в Москву как вскоре после исполнения, так и в связи с показом картин Карло Бёклина на выставке-продаже в московской Галерее Лемерсье в 1913 году. Вероятнее всего, в Россию картина прибыла уже в эффектной, специально для неё изготовленной художественной раме в формах античного саркофага.
Автор концепции, куратор выставки – Александра Коншакова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
К выставке подготовлено специальное иллюстрированное издание «A. Bocklin invenit. Картина "Остров мертвых" в контексте европейской и русской культуры конца XIX – начала ХХ века» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2023), автор – Александра Коншакова.
Посетить выставку в Зелёном зале-трансформере можно до 23 июля 2023 года по входному билету в Главный штаб.
Когда: 21.06.2023 - 23.07.2023
Где: Главный штаб, Зелёный зал-трансформер