26 мая в Третьяковской галерее открывается для посещения выставка «По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала XX века».
Новый выставочный проект Государственной Третьяковской галереи знакомит зрителей с процессом обучения рисунку в XVIII - начале ХХ в., являющемуся основой любого вида изобразительного искусства и сегодня. Разделы экспозиции представляют разные учебные практики, к которым приобщались студенты Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также мастерских различных педагогов на пути к вершинам мастерства. В экспозицию войдут учебные рисунки Александра Иванова, Карла Брюллова, Ореста Кипренского, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Поленова, Михаила Врубеля, Михаила Ларионова и многих других выдающихся художников. Выставка даст возможность обратиться к истокам творческой деятельности этих мастеров и понять, с чего начинался их путь. Большая часть произведений демонстрируется впервые.
Русская академическая школа рисунка традиционно пользовалась у художников высоким авторитетом. С появления в середине XVIII века Академии художеств в Петербурге она наделяла своих учеников умениями и навыками, позволявшими свободно решать сложнейшие творческие задачи. Основой академической системы образования был рисунок. Он сопровождал начинающего художника с первых шагов на протяжении всего творческого пути.
Выставка поделена на разделы, которые отражают программу обучения в высших художественных учебных заведениях: копирование с "оригиналов", рисование с гипсов, посещение натурных классов, работа над костюмными постановками и, наконец, создание композиций для больших отчетных работ.
Обучение художествам начиналось с отработки разного вида карандашных штрихов и простейших элементов рисунка. Затем упражнялись в рисунке пером тушью, где невозможно делать поправки, поскольку следующая стадия - копирование "оригиналов" (гравюр или рисунков разных художников) - требовала безукоризненного контура и точной штриховки. Вторая ступень - рисование с гипсовых копий мраморных бюстов и статуй выдающихся мастеров прошлого - знаменовала переход от плоского оригинала к трехмерному. Ученик осваивал светотень как способ создания объема предмета. Поднимаясь на следующую ступень, академисты переходили к главному предмету их творчества: изображению живой натуры, человека. В изучении анатомии человеческого тела - костей и устройства скелета, строения мышц и связок - на помощь приходил анатомический рисунок.
Главным классом, краеугольным камнем всей системы образования был натурный класс. Рисованию "академий", этюдов с обнаженного человеческого тела, в учебном процессе уделялось едва ли не основное внимание.
Если анатомический и натурный классы давали знания и практические навыки в изображении конструкции и пластики обнаженного тела, то в манекенном и "костюмном" классах учили рисовать одеяния с изящными складками, драпирующимися вокруг тела, а также исторически достоверные костюмы для персонажей других эпох.
Одновременно с обучением в классах каждый академист был обязан ежемесячно выполнять учебный композиционный эскиз, тему которого назначал профессор. В работе над ним нужны были и владение рисунком, анатомией и перспективой, и умение изобразить драпировки, и сведения, полученные из курсов словесности, общей истории и истории искусств, поскольку любой сюжет требовал ориентации в исторической обстановке, особенностях архитектуры, костюмов, утвари, вооружения изображаемой эпохи. Эскизы служили упражнениями, которые, наряду с занятиями живописью, подводили академиста к созданию законченной картины. Лучшие из них награждались малыми золотыми медалями.
Итогом учебного процесса становилось исполнение живописной программы на большую золотую медаль. Эта награда была признанием профессионализма; она также открывала для молодого художника возможность отправиться на несколько лет для совершенствования за границу, в Италию или во Францию за счет Академии в качестве ее пенсионера.
Академическая система обучения была суровой школой, которую подчас справедливо критиковали за консерватизм. Но, проходя ее испытания, преодолевая трудный путь по ступеням лестницы, ведущей к вершинам мастерства, наиболее талантливые ее питомцы, наделенные яркой творческой индивидуальностью, - К.П. Брюллов, А.А. Иванов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов и многие другие - создавали произведения, которые украшают коллекции крупнейших отечественных музеев и являются гордостью русского искусства.
Состав выставки: более 250 произведений графики из собрания Государственной Третьяковской галереи
Кураторы: Нина Маркова, Софья Горбачева.
Выставка открыта с 26 мая по 12 ноября 2023 года
Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54