17 декабря 2022 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца начинает работу выставка «Нюрнбергский мастер. "Поклонение волхвов" и "Успение Богоматери". К завершению реставрации». Экспозиция посвящена истории счастливой встречи двух разрозненных фрагментов большой алтарной створки XV века и сложному процессу реставрации, возвратившему к жизни один из них.
«Прекрасный пример увлекательной музейной науки – реставрация сделала возможным исследование редкой иконографии и временное воссоединение двух фрагментов большого алтаря. Еще это пример музейного сотрудничества, за которое мы благодарны Музею истории религии» – отметил Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Деревянная алтарная створка первой половины XV века была распилена на две части. Неизвестно, когда и почему это было сделано. Верхняя половина створки поступила в Государственный Эрмитаж в 1920 году из Государственного музейного фонда, а нижняя – в Музей истории религии в Санкт-Петербурге из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Алтарная створка была расписана с обеих сторон. На одной располагались две отдельные композиции: вверху – «Поклонение волхвов», внизу – «Рождество», или «Поклонение Младенцу». Оборотная сторона целиком посвящена одному сюжету – «Успению Богоматери». Фрагмент с «Рождеством» много лет экспонировался в Музее истории религии, а эрмитажная часть с изображением «Поклонения волхвов» из-за плохого состояния сохранности находилась в фонде.
Деревянный щит, на котором написано «Поклонение волхвов», был расколот по вертикали на две части. Живописный слой имел записи, утраты, следы вандализма: процарапанные надписи, повреждённые лики и зрачки на изображениях святых. С 2017 года в Лаборатории научной реставрации темперной живописи Эрмитажа проводился полный комплекс работ по реставрации экспоната: авторский красочный слой был раскрыт от позднейших наслоений, деревянная основа склеена, восполнены утраты живописи.
В 2021 году реставрация была завершена, после чего появилась возможность заняться атрибуцией произведения и уточнением его иконографии. Было установлено, что эрмитажная доска является верхней частью алтарной створки, нижняя половина которой хранится в Музее истории религии. Объединить части вместе не представляется возможным, поэтому только с помощью современной компьютерной реконструкции можно представить, как выглядела створка трёхметрового алтаря.
Фрагмент из Музея истории религии приписывается немецкому художнику XV века, а эрмитажный считали работой неизвестного мастера XV века, который, возможно, относился к Богемской школе. С помощью найденных аналогий удалось определить, что эта алтарная створка создана нюрнбергским живописцем первой половины XV века, который, как и многие нюрнбергские художники, испытал влияние богемской живописи времён её расцвета в XIV столетии. Сравнительный стилистический анализ показал, что эрмитажная доска имеет прямое отношение к алтарным иконам монастыря Августинской церкви в Лангенценне (близ Нюрнберга), которые считаются произведениями нюрнбергского художника, ученика Мастера Бамбергского алтаря. Алтарь в Лангенценне (ок. 1435) был посвящён Деве Марии. Сейчас он разрознен, не все его фрагменты удалось найти. Можно осторожно предположить, что эрмитажная створка представляет собой один из них. Она включает именно те сюжеты жития Девы Марии, которых недостаёт в перечне известных сейчас составлявших алтарь икон.
Эрмитажная створка имеет две особенности, делающие её уникальной на общем фоне известных алтарей своего времени. Первая касается иконографии, вторая – композиции «Успение Богоматери», а именно верхнего (эрмитажного) её фрагмента. Традиционно в сюжете «Успение Богоматери», включающем Вознесение Марии, в мандорле или просто в верхней небесной части изображается Богоматерь в своём телесном обличье – сидящая или стоящая рядом с Христом, когда он коронует её, либо преклонившая колени перед Иисусом и Богом-отцом. Изображение в мандорле поцелуя Христа и Богоматери, когда мать и сын в крепком объятии касаются друг друга щеками, по-видимому, обязано своим появлением богемскому иллюстрированному манускрипту второго десятилетия XIV века «Пассионарий аббатисы Кунгуты», который находился в скриптории монастыря Святого Георгия в Пражском граде. На одной из его страниц изображена точно такая же сцена с поцелуем. Мощную экспрессию в передаче поистине человеческих чувств между матерью и сыном заметили современники. Этот манускрипт был хорошо известен и высоко оценён в чешских землях. Очевидно, он был знаком и автору эрмитажной створки.
Весьма необычным представляется также введение пейзажа в композицию «Успение Богоматери». Зеленеющий ландшафт придаёт изображению некую открытость и живость, вносит дополнительную звучную ноту в общее радостное настроение надежды верующих на спасение души. Эти моменты, а также высокий уровень живописного мастерства делают створку уникальным произведением в немецкой живописи 1430–40-х годов.
По окончании выставки нижняя часть створки вернётся в Музей истории религии, а верхняя займёт своё место в экспозиции немецкой живописи Государственного Эрмитажа, даже во фрагментарном виде являя пример того, что художественные традиции периода расцвета чешской живописи XIV века нашли своё продолжение и творческое развитие в нюрнбергских живописных мастерских следующего столетия.
Выставка организована Государственным Эрмитажем и Музеем истории религии в Санкт-Петербурге.
Куратор – Мария Павловна Гарлова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Реставрация произведения выполнена Ириной Павловной Гефдинг, художником-реставратором Лаборатории научной реставрации темперной живописи.
К выставке подготовлена брошюра (Издательство Государственного Эрмитажа, 2022).
Посетить выставку можно по входному билету в Главный музейный комплекс до 12 марта 2023 года.