15 сентября 2022 года в рамках Дней Эрмитажа в Оренбурге в Оренбургском областном художественном музее изобразительных искусств состоялось торжественное открытие выставки «Три века часового искусства. Западноевропейские часы XVI-XVIII веков из коллекции Государственного Эрмитажа».
Центральным событием Дней Эрмитажа всегда становится открытие выставки произведений искусства из эрмитажной коллекции. В этом году в Оренбургском музее изобразительных искусств развёрнута экспозиция из 30 интерьерных часов разных типов – настольных, карманных, каминных. Выставка позволяет погрузиться в историю часового дела Западной Европы, начиная с появления простых маятниковых часов до создания сложных устройств, снабженных музыкальными и анимационными механизмами.
Самые ранние произведения часового искусства, представленные на выставке, – это немецкие настольные часы XVI века. В это время в Германии, особенно на юге – в Нюрнберге и Аугсбурге, – развиваются основные центры по производству настольных портативных часов. Посетители выставки смогут увидеть такой экземпляр, изготовленный немецким мастером в 1534 году, – на корпусе часов выгравирована точная дата создания. Все грани корпуса богато украшены гравировкой, а на двух из них размещены латинские крылатые изречения: Fugit irreparabile tempus (Бежит невозвратимое время) и Singulade nobizanni praedan ture untes (Годы, проходя, похищают у нас единственное). Особый интерес представляют часы-будильник XVI века. Корпус разделен на две неравные части: в большей из них помещается часовой механизм, а в меньшей – свечка в подвижном подсвечнике. При действии будильника держатель кремня срывается, кремень ударяет в огнивную пластину, высекая искры и воспламеняя порох, насыпанный в пороховое ложе, в результате чего зажигается фитиль лежащей горизонтально свечи. Благодаря конструкции будильника горящая свеча спустя некоторое время принимает вертикальное положение. Подобный тип часов не утратил популярность в Европе и в XVIII столетии.
XVII век принес в часовое дело много технических новшеств, в том числе маятник как регулятор хода, анкерный спуск и система баланс-спираль. Именно тогда на циферблате появились минутная и секундная стрелки. Эти усовершенствования позволили не только создать точные переносные часы, но и значительно уменьшить их размеры – так появились карманные часы. Футляры стали украшать перламутром, опалом, черепаховым панцирем. Нередко особо декорировали и циферблаты. Яркий пример часового искусства этого периода – часы с аллегорическими композициями французского мастера Пьера Дюхамеля, исполненные в 1670–1680-е годы. Их медный корпус и циферблат богато украшены полихромной эмалью. Часы вставлены в инкрустированный футляр из черепахового панциря в золоченой оправе. По легенде, этот замечательный прибор принадлежал самому Петру Великому.
Галантный XVIII век представлен на выставке в Оренбурге преимущественно английскими изделиями. В этот период особой популярностью пользовались часы с музыкальными и анимационными механизмами. Одним из самых известных мастеров, прославившихся изготовлением именно таких диковин, был Джеймс Кокс (1723 –1800). О нём заговорили в конце 1760-х годов, когда он начал поставлять правителям восточных стран (в том числе и Российской империи) так называемые «часовые автоматы» — механические игрушки с часами и музыкой. В Государственном Эрмитаже хранится уникальный автомат работы Кокса и его мастеров – знаменитые на весь мир часы «Павлин». Как считается, их приобрёл князь Григорий Потёмкин в подарок императрице Екатерине II. Эрмитаж предоставил на выставку в Оренбург три экспоната работы Кокса: часы с музыкальным механизмом в виде пирамидки на льве, часы-ночник и элегантные карманные часы, украшенные драгоценными камнями и эмалевой росписью. Эти предметы свидетельствуют об умении Джеймса Кока создавать как диковинные механические шедевры, так и вполне традиционные часы. Известно, что к 1772 году Кокс изготовил уже немало сложных по конструкции и декору автоматов и открыл музей своих изделий в Лондоне. Таким образом он хотел привлечь покупателей для своей продукции обычного формата – карманных часов, несессеров, шкатулок.
К выставке «Три века часового искусства. Западноевропейские часы XVI-XVIII веков из коллекции Государственного Эрмитажа» подготовлена образовательная программа. 15 сентября куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа Анна Гейко и заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Михаил Гурьев прочитали открытые лекции о коллекции европейских часов в Эрмитаже и об особенностях их реставрации. Накануне открытия Дней Эрмитажа в Оренбурге Михаил Гурьев провёл онлайн-экскурсию по экспозиции.
К выставке подготовлен иллюстрированный каталог (издательство Государственного Эрмитажа, 2022). Автор вступительной статьи – А.Г. Гейко.
Куратор выставки – научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа Анна Гейко.
Когда: 15.09.2022 - 15.01.2023
Где: Оренбургский областной художественный музей изобразительных искусств