НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина

c 26 июня по 30 октябряСанкт-Петербург
Моне, Клод. 1840-1926. Стог сена в Живерни. Франция, 1886 г. Холст, масло. 60,5x81,5 см
Писсарро, Камиль. 1830-1903. Площадь Французского Театра в Париже. Франция, 1898 г. Холст, масло. 65,5x81,5 см
Гоген, Поль. 1848-1903. Месяц Марии (Te avae no Maria). Франция, 1899 г. Холст, масло. 96x74,5 см
Крон, Кристиан Корнелиус (Ксан). 1882-1959. Портрет С.И.Щукина. Норвегия, 1916 г. Холст, масло. 191х88 см
Иконостас Гогена, эмоции Матисса, комната Пикассо

26 июня 2022 года в Манеже Малого Эрмитажа начнёт работу выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина», посвященная величайшему коллекционеру французского модернизма.

К 1914 году коллекция Сергея Ивановича Щукина, была одной из лучших в мире, аналогов ей не было ни в Европе, ни в Америке. На выставке в Государственном Эрмитаже будут представлены более 150 произведений из этого всемирно известного собрания: 30 картин Анри Матисса, 40 произведений Пабло Пикассо, знаменитый «иконостас» Поля Гогена, включающий 15 его работ, лучшие полотна Винсента Ван Гога, Клода Моне, Камиля Писсарро, Андре Дерена и многих других.

Выставка, организованная Государственным Эрмитажем совместно с Государственным музеем изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина и внуком Сергея Ивановича Щукина Андре-Марком Делок-Фурко, уникальна тем, что именно в Петербурге хранятся важнейшие произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса, которые не могут покидать Эрмитаж по состоянию сохранности. Это позволяет создать экспозицию, максимально близкую к оригинальной «щукинской»: полотна, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и ГМИИ имени А.С. Пушкина (Москва), впервые будут показаны вместе в столь полном составе.

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отмечает: «Причина славы Сергея Ивановича Щукина не только в качестве и инновационном характере собрания Щукина, но и в драматической истории семьи Щукиных и в не менее драматической судьбе коллекции. Не было бы такой жизни, не было бы такой коллекции. Этот русский купец из старообрядцев оказал большое влияние на развитие нового искусства в Европе. Все знают, что без его заказов многие шедевры не появились бы; мы знаем, что его художественные пожелания принимались во внимание не только Матиссом. Более того — Сергей Иванович дал всем прекрасный пример того, как влиятельный и уверенный человек не отвергает непонятное, ищет смыслы, колеблется в выборе, мучительно думает, решает. Хрестоматийная история о том, как он заставлял себя смотреть на раздражавшую его картину Пикассо, чтобы понять её, созвучна тому, как царь Петр заставлял своих соотечественников смотреть на странную и раздражавшую их Венеру Таврическую».

Выставка построена не только на рассказе о самой коллекции Щукина, но и на образе его знаменитого дома в Знаменском переулке в Москве. Экспозицию открывает портрет Сергея Ивановича работы Корнелиуса Крона, который по-хозяйски встречает посетителей и как бы приглашает их в свой особняк. Это великолепное здание было построено ещё до пожара 1812 года, сменило несколько хозяев и неоднократно редекорировалось. Щукину достался интерьер в парижском стиле эпохи Наполеона III с пышной лепниной, множеством интерьерной скульптуры, бронзы. К отделке дома новый хозяин относился достаточно равнодушно, но его занимали колористические и экспозиционные эксперименты, поэтому часто картины развешивались прямо поверх лепнины, зеркал, причудливо и порой вызывающе сочетаясь со старинными коврами, вышедшей из моды мебелью и декором.

Незадолго до революции 1917 года Сергей Щукин, словно предчувствуя крах старого мира и сложную судьбу своей коллекции, подготовил план своего дома и подробный каталог с описаниями и фотографиями авторской развески, которую в 1914 году запечатлел фотограф Павел Орлов. Эти уникальные материалы и легли в основу выставочного пространства в Манеже Малого Эрмитажа. Кураторы воссоздали основные помещения дома на Знаменке: экспозиция организована по «комнатам». Зрители могут сами убедиться в том, насколько подробная реконструкция сделана в Эрмитаже: в каждой «комнате» помещены репродукции оригинальных фотографий соответствующих помещений.

С 1907 – 1908 годов дом Сергея Ивановича Щукина был открыт для посещения. Сначала нужно было записываться заранее, уведомляя о своём визите по телефону, которым в начале ХХ века уже активно пользовались богатые москвичи и петербуржцы. Со временем популярность щукинской коллекции так выросла, что правила посещения стали более свободными. В путеводителях по Москве, изданных до 1914 года, особняк Щукина уже входил в число главных достопримечательностей столицы.

Жизнь самого дома значительно изменилась с тех пор, как он превратился в публичное пространство. Сергей Иванович сохранил старые названия залов (Большая столовая, Музыкальный салон, Аванзал), но сам жил в задних флигельных комнатах, а перед самой революцией переехал в другой дом. После череды семейных трагедий (гибель сына Сергея, смерть любимой жены Лидии, сына Григория, брата и близкого друга Петра) прежняя жизнь с музыкальными вечерами, застольями и большими компаниями стала уходить из особняка на Знаменке – он постепенно превращался в музей.

На время работы выставки «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» Манеж Малого Эрмитажа превратится в дом Щукина. Анфилады «комнат» предстанут перед посетителями, лишь немного отличаясь от оригинальных в доме на Знаменке наполнением и расположением.

Гости Щукина в первую очередь попадали на большую лестницу, где были вывешены знаменитые панно Анри Матисса «Танец» и «Музыка». Это решение потребовало от коллекционера недюжинной смелости – как он писал Матиссу, «Москва – это Азия. А люди здесь не любят ню. Конечно, есть несколько, но все равно, в Москве очень мало ню <…> такого не может быть в моем собственном доме». Однако в конце концов Сергей Иванович решил «пренебречь нашим буржуазным мнением» и подтвердил заказ двух панно. На выставке в Манеже «Танец» и «Музыка» также займут почтенное место и будут видны сразу и практически из любой точки зала.

После лестницы и Аванзала с небольшим ансамблем Матисса посетители оказывались в Музыкальном Салоне, где находилась импрессионистическая живопись. Картины Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Пюви де Шаванна Сергей Щукин покупал в первые годы собирательской деятельности (1898-1904). В это время в его доме появились такие шедевры, как «Луга в Живерни» и «Завтрак на траве» Клода Моне, «Причесывающаяся женщина» Эдгара Дега, «Оперный проезд в Париже» Камиля Писсарро и многие другие. Весь живописный комплекс из Музыкального салона, за исключением нескольких картин, предстанет перед посетителями Манежа Малого Эрмитажа.

Следом за Музыкальным салоном в доме Щукина располагалась Розовая гостиная – на выставке эти пространства построены друг напротив друга. Оформлением этой комнаты занимался лично Анри Матисс, который посетил Москву по приглашению Щукина в 1911 году. Именно здесь в высшей степени проявились колористические эксперименты хозяина дома. В классическом шикарном интерьере были развешены «Марокканка Зора», «Портрет жены художника», «Нимфа и сатир», «Игра в шары», «Натюрморт с восточным ковром» – более 20 самых современных картин одного из самых модных художников начала ХХ века.

Уникальным пространством в доме Щукина была Большая столовая, декорированная ансамблем из произведений Гогена. Современники называли его «иконостасом» – и это название закрепилось за комплексом. «Иконостас Гогена» впервые будет показан в полном составе с момента раздела коллекции Щукина между Государственным Эрмитажем и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Одной из главных премьер выставки станет «Жена короля» – картина, которой очень гордился сам Поль Гоген. «Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью»[3], – писал художник. Сергей Щукин купил «Жену короля» за баснословные 30 тысяч франков у Гюстава Файе в 1908 году. Картина хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина, и её участие в выставке стало возможным благодаря высочайшему уровню доверия между музеями и долгой подготовительной работе. Другая важная картина Гогена – «Сцена из жизни таитян» из собрания Эрмитажа – впервые предстанет перед посетителями после длительной и сложной реставрации. Долгое время состояние и внешний вид картины были удручающими: казалось, что красочный слой был смыт, живопись выглядела белёсой и невыгодно выделялась среди других картин Гогена. «Сцена из жизни таитян» была передана в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа. После длительного изучения выяснилось, что тонкий слой воска, которым Гоген покрывал свои картины, частично разрушился и утратил свои свойства, но под ним сохранена авторская живопись. Благодаря мастерской работе заведующего Лабораторией Виктора Коробова воск был восстановлен и почищен, так что картина вновь обрела силу и яркость.

Неповторимая атмосфера царила в, пожалуй, самом необычном помещении особняка Щукина – комнате Пикассо. Там была собрана та часть коллекции, которая интенсивно развивалась накануне Первой мировой войны. Сергей Иванович не сразу принял Пикассо – сам коллекционер говорил, что он мог купить картину и потом несколько месяцев заставлял себя смотреть на неё, привыкать, пытаться понять. Однако живопись Пикассо сильно интересовала Щукина, была предметом его долгих размышлений, как и для многих московских философов и интеллектуалов, посещавших особняк на Знаменке. 40 картин Пикассо были размещены всего на 25 квадратных метрах, что производило на многих ошеломляющее впечатление. Как отмечают кураторы выставки, именно в этой комнате был острее всего слышен шум времени, разлом старого и привычного перед мировой катастрофой. В Манеже Малого Эрмитажа картины Пабло Пикассо будут представлены вместе с произведениями Жоржа Брака и Анри Руссо.

Выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» завершает триаду выставок коллекции Сергея Ивановича. Масштабный проект начался в 2015 году с организации совместных экспозиций «Ключи к страсти» и «Шедевры нового искусства – коллекция Сергея Щукина из Государственного Эрмитажа и ГМИИ имени А.С. Пушкина». После исторического успеха выставки в Париже в 2016-2017 году – её посетили 1 250 000 человек – и в Москве в 2019 году выставка в Манеже Малого Эрмитажа станет завершающим аккордом триумфа Сергея Ивановича Щукина. 28 июня в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоится торжественное открытие выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых», организованной совместно с Государственным Эрмитажем.

Кураторы выставки: Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа; Ольга Дмитриевна Леонтьева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Когда: 26.06.2022 - 30.10.2022

Где: Манеж Малого Эрмитажа

www.museum.ru/N80386
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.11.2022  x    ?  


Время летать: советский киноплакат 1970–80-х годов

Вячеслав Почечуев. Древо жизни

Пушкинский музей учредил ежегодную «Морозовскую премию»

К 100-летию создания нелегальной разведки. Выставка "Без права на славу, во славу державы"

Древние воины Янтарного края

Сады Ислама. Свет веры сквозь века. К 1100-летию принятия Ислама народами Волжской Булгарии

Заонежская вышивка. Коллекции и судьбы

Мир русского дворянства. Юсуповы и Восток. Выставка из собрания Эрмитажа в Юсуповском дворце

Выставка к 75-летию дипломатических отношений «Россия-Индия: сад дружбы» в МВК РАХ

40 фотографий царскосельских дворцов и парков отправились в Турцию

Выставка "Собрание в собрании. Коллекция Залогина А.П."

Искусство быть: запредельно близко

Русский авангард. Искусство для нового мира

Выставка «Россика. Иностранные портретисты XIX века из собрания Государственного Эрмитажа» в Выборге

В Музее-заповеднике "Павловск" завершилась реставрация литографии «Аббатство Сент-Уэн в Руане»

Старинный дедушкин самовар на выставке в Музее хрусталя имени Мальцовых

Выставка «Зимний вернисаж»

Презентация альбома «Век служения литературе»

Выставка «Зима» в Дарвиновском музее

Re:Renaissance. Егор Остров

Выставка «Проекты памятника угличскому князю Андрею Большому»

Конкурс детских рисунков «Рождественский альбом» в Угличском музее

Персональная выставка Натальи Занчевской "Белый шум" во Всероссийском музее декоративного искусства

Выставка произведений Александра Толстикова «Формула натуры» в Российской академии художеств

Детская выставка-игра "Будь как Петр. По страницам одноименной книги"

Выставка "В поисках народного искусства" в музее-заповеднике "Царицыно"

Тимофей Караффа-Корбут. Антропос

Выставка «Лето Господне. Праздники. Введение во храм Пресвятой Богородицы» в Коломенском


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru