НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Александр Рубцов" в Русском музее

c 28 апреля по 20 июня 2022Санкт-Петербург
Александр Рубцов. Туггурут. Гробница всех царей. 1916.  Холст, масло
Александр Рубцов. Солнечная улица. Тунис. 1925. Холст на картоне, масло
Александр Рубцов. Алия. 1939. Холст, масло
А. Рубцов. Автопортрет. 1919. Х.,м. 55 х 38. Собрание Меди Дусса
А. Рубцов. Мужчина с татуировками. 1930. Бумага, уголь. 50 х 31. Собрание Меди Дусса
28 апреля в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея открывается выставка "Александр Рубцов". Этой экспозицией Русский музей восстанавливает память об Александре Рубцове как об уникальном и неповторимом русском художнике и возвращает по праву принадлежащее ему место в отечественном художественном пантеоне.

Александр Рубцов (1884-1949) волею судеб оказался "певцом и летописцем" Туниса. Будучи пенсионером Академии художеств, он с 1914 года жил и работал в этой стране, а Первая мировая война и Октябрьская революция лишили его возможности вернуться на Родину - он навсегда остался в Северной Африке.

Еще до Первой мировой войны в Тунисе побывали такие признанные мастера живописи как Василий Кандинский, Пауль Клее и Август Макке. Пребывание там дало им мощный заряд вдохновения, но все же осталось для них эпизодом. Для Александра Рубцова Тунис стал главной темой творчества и смыслом существования: он посвятил ему свою жизнь.

Петербуржец, последователь традиций классической русской живописи, Рубцов блестяще окончил в 1912-м Императорскую Академию художеств и в качестве награды получил право на четырехлетнюю поездку за границу. Посетив Францию, Италию, Испанию, он пересек Средиземное море и прибыл в марокканский порт Танжер, где погрузился в удивительную, чарующую и загадочную атмосферу Востока. Вскоре Рубцов приехал в Тунис «всего на несколько дней и остался… на всю жизнь», как признавался потом сам художник в своем дневнике. Хотя, конечно, он не мог представить, что вслед за Первой мировой войной, на время отрезавшей его от родины, разразится Октябрьская революция, которая сделает его эмигрантом поневоле.

В Тунисе Рубцову пришлось привыкать к новому укладу жизни, к новому месту обитания, которое он сам выбрал (с 1915-го его единственный адрес – город Тунис, улица Аль-Джазира, дом 33, где, возможно, будет открыт музей-квартира Рубцова). В этой небольшой североафриканской стране, находившейся под французским протекторатом (художник принял французское гражданство в 1924-м), рождался новый Рубцов, обретавший новые источники вдохновения, находивший новые сюжеты своих работ. Он изучил язык местных жителей, стал вести летосчисление по-арабски и подписываться «Искандер Рубцов»

Нужно отметить, что Рубцов все же был знаком с Тунисом раньше по рассказам и этюдам своего преподавателя в АХ Яна Ционглинского – страстного путешественника, побывавшего там в 1909-м и 1911-м. «Свет есть первое условие жизни», «Нет выше идеи, как свет», - не раз повторял Ционглинский. Именно в этой области – области света и фиксации натурного впечатления – Рубцов был прямым последователем идей Ционглинского. «Больше всего меня привязывает к Тунису здешний свет с его бесчисленными оттенками, невообразимыми где-либо еще... В отличие от резкого и определенного света в России, в Тунисе он всегда окутан синтетической гаммой, полной неожиданностей и гармонии одновременно. Эпитет «художник света» не раз будет повторен в названиях статей и в характеристике творчества Рубцова.

За долгие годы строгая, одетая в черное фигура художника стала привычной на улицах старого города Туниса; он любил побродить по маршрутам странствий мусульманских отшельников, по далеким проселочным дорогам. Уютные арабские ресторанчики, уличные сценки, городские площади, узорчатые двери старинных домов – все это привлекало Рубцова и было отражено в его работах. Он зарисовывал, как ткут ковры и готовят национальную еду, с дотошностью изучал керамику, ткани, вышивки, кружева, любой самобытный декор. В кармане его костюма для путешествий всегда лежал блокнот, в котором Рубцов фиксировал детали и подробности – насекомых и формы ракушек, птиц и животных, татуировки местных жителей, архитектурные фрагменты, арабские «граффити» в заброшенных пустынных селениях и, конечно же, лица, позы и жесты берберов, мавров, бедуинов.

Рубцову были подвластны все жанры и стили: от живописи до фресок, от рисунка до акварели, от ориентализма до неоимпрессионизма, от портретов до изображения бы­товых сценок, от природных пейзажей до выписывания тех или иных архитектурных объектов. Импрессионист в своих пейзажах, пуантилист в малых формах, но также иклассик – в «парадных» порт­ретах тунисской и европейской элиты, почитавшей за честь позировать ему, Рубцов зачастую проявлял в своих рисунках чувство юмора, оставаясь при этом неизменно совре­менным.

Несмотря на погруженность в древнюю историю и быт Туниса, Рубцов был постоянным участником европейского художественного процесса: его имя было известно в Старом Свете, он публиковался в журналах, активно выставлялся, получал заказы на портреты, дававшие средства к существованию, поскольку другие свои работы он продавал неохотно. Франция, где Рубцов бывал почти ежегодно, в какой-то мере заменила ему Россию, какую он знал и в какой жил до революции. Как писал художник в своем дневнике, Париж был полон для него «непредвиденных ощущений и невероятных впечатлений».

В середине 1940-х ему была доверена работа над почтовыми марками Туниса, о все усиливавшейся «европеизации» которого сокрушался мастер. В год смерти Рубцова пра­вительство Туниса разрешило русскому землячеству построить в столице церковь Вос­кресения Христова, участвовать в украшении которой хотел художник.

Пески Сахары и снежные горы Атласской гряды, таинственные храмы и гробницы и руины древних поселений, теснота улочек арабских городов и необозримые просторы, где горизонт смыкается с морем… Это удивительные пейзажи Рубцова, а на его портретах перед нами предстают загадочные берберы, свободолюбивые бедуины, гордые мавры…

На выставке можно увидеть более 60 живописных работ и графику разных лет из частной коллекции Меди Дусса.

Выставка откроется 28 апреля в 16:00 и продлится до 20 июня.

В открытии выставки примет участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Тунисской республики в РФ г-н Тарак Бен Салам.

www.museum.ru/N79916
Ваше мнение »»

»»Михайловский (Инженерный) замок
Адрес:город Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор","Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5112
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.05.2024  x    ?  


Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век

Только линия. Пушкинский Петербург в графике

В Музее архитектуры представили арт-объект «Кристалл представления»

Выставка "Сквозь зеркало и обратно" в Ботанических оранжереях музея-заповедника "Архангельское"

Декада «Благостина» в Угличском музее

Выставка «Николай Рерих. В поисках легенды» в Музее им. В.И. Сурикова

Всероссийский литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна»

Детский праздник "Стойкий оловянный солдатик" на Бородинском поле

Выставка «Мой Дагестан» в Ростовском областном музее краеведения

Межмузейный выставочный проект "Чудо Преображения" в Изборске

Доспех Печального рыцаря XVI века выставлен в царскосельском Арсенале

Весенний праздник фонтанов - 2024 в Петергофе

Проект "НИИ Филаретова" в Московском музее современного искусства

Литературный фестиваль «Про Речь» в Усадьбе Мураново

"За гранью видимого". Фотоработы Светланы и Эмилии Крузе

Выставка "Ключик-Зубило: к 125-летию со дня рождения Юрия Олеши"

В Петербурге открывается музей, созданный в коллаборации с искусственным интеллектом

Фестиваль "Такой Зощенко?!" в Санкт-Петербурге

Выставка "Пушкинская эпоха" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Выставка "Устойчивость: что такое быть разумным с точки зрения природы"

Лучшие работы фотоконкурса «Российское дерево 2023 года» на выставке в Дарвиновском музее

Выставка «Сад души» в Староладожском музее

Круглый стол «Современная фотография в музее» в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru