С 18 по 30 апреля 2022 г. в выставочном зале Товарищества живописцев МСХ на Тверской-Ямской, 20 будет проходить выставка произведений Якова Дорофеевича Ромаса, приуроченная к 120-летию со дня рождения художника. Живописные полотна и этюды, созданные Ромасом в 1940-е – 1960-е годы, будут экспонироваться из семейной коллекции наследников.
Яков Ромас – выдающийся советский живописец, график, педагог, один из пионеров советского дизайна. Действительный член АХ СССР (1958), член Президиума АХ СССР (1962), народный художник СССР (1965). Работы художника входят в собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, многих региональных музеев России и стран СНГ, Дрезденской картинной галереи.
Сложным жизненным путём от рабочего завода, бойца Красной армии – участника Гражданской войны идёт он к главному занятию своей жизни. После войны Яков Ромас поступает на факультет изобразительных искусств Пречистенского практического института и учится у таких мастеров, как К. А. Коровин, Н. П. Крымов и Н. П. Ульянов, затем он попадает во ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, к П. П. Кончаловскому и И. М. Рабиновичу.
В 30-е годы Ромас выступает как художник-оформитель многих выставок, в том числе Советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939). Является автором художественного оформления станции метро Красносельская. Будучи уже признанным мастером оформления, он впоследствии на протяжении четырёх лет будет работать главным художником ВСХВ (ныне ВВЦ).
С конца 30-х годов Яков Дорофеевич Ромас увлекается натурной живописью, выезжает на пленэры. Он открывает для себя Северный Каспий. В дальнейшем Каспий и его рыбаки станут любимой темой и пройдут через всю его творческую жизнь, он посвятит им множество полотен.
В годы Великой Отечественной войны художник попадает в осажденный Ленинград, на крейсер "Максим Горький". В эти дни он много и упорно работает, создает свои первые картины, получившие известность после войны, среди них "Зимние залпы Балтики" (1942). С этого времени всё внимание художника посвящено живописи.
В послевоенные годы Ромас много путешествует по стране, создаёт огромное количество этюдов, любуясь природой и изображая тончайшие нюансы её изменчивой красоты. Возвращается художник и в любимые места, на Северный Каспий, к своим рыбакам и парусным судёнышкам. Весеннее солнце и его отблески в воде, ветер, волны, живые и неповторимо-подвижные состояния водной стихии – всё богатство и разнообразие моря можно увидеть в его каспийских этюдах и картинах. Долгая и вдумчивая работа на пленэре помогает Ромасу стать крепким профессионалом, наблюдательным, чутким живописцем и колористом, что в итоге делает его ярчайшим представителем советской художественной школы.
Изображая природу, Яков Ромас не мог не сказать о жизни людей, их труде, о послевоенном развитии страны. На его картинах запечатлены заводы, большие стройки, электростанции, порты - яркие эпизоды из жизни страны тех лет.
Искусство Якова Дорофеевича Ромаса получило широкое признание. Художник участвовал почти во всех всесоюзных, республиканских и столичных выставках, в 1962 году прошла его персональная выставка, побывавшая в нескольких городах.
Якова Ромаса будут помнить как художника-фронтовика, явившего героические образы обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, как мастера, создавшего облик гигантских строек и трудового послевоенного времени и, конечно, как живописца, показавшего зрителю красоту Волги и Каспия, Оки и Енисея, удивительно и неповторимо писавшего воду.
/Александр Костенко/