Московский музей современного искусства совместно с Посольством Швеции в России представляет выставку Оливии Плендер «Комтемотта» – второй проект выставочной серии «Северный травелог: художники Швеции в Московском музее современного искусства». Проект посвящен изучению Женской школы гражданских прав в усадьбе Фогельстад на юго-востоке Швеции в лене Сёдерманланд. Экспозиция разместится в Библиотеке, вестибюле и на лестницах Образовательного центра MMOMA.
Школа Фогельстад - уникальное учреждение, открытое сто лет назад, в 1921 г., сразу после того, как шведские женщины получили право голосовать и быть избранными в парламент. Это был смелый педагогический эксперимент, призванный научить студенток их новой общественной роли - "быть гражданами" и принимать посильное участие в политической жизни. Многие из соосновательниц новой школы до этого были участницами борьбы за женское избирательное право, а две из них, Элисабет Тамм и Керстин Хессельгрен, вошли в группу из пяти женщин, избранных в том же 1921 г. в парламент Швеции - Риксдаг. Помимо лекций по истории, теории демократических институтов и репродуктивному здоровью, в учебном плане школы, просуществовавшей до 1954 г., большое значение уделялось коллективному опыту, физическим и творческим активностям, среди которых были ролевые игры, пение и эвритмия.
Благодаря этим инновационным методикам преподавания школа стала пунктом притяжения для радикально настроенной интеллигенции, в ней царила свободная атмосфера, весьма необычная для Швеции того времени. Примечательно, что одним из приглашенных преподавателей школы являлась Александра Коллонтай - в 1930-1945 гг. посол СССР в Швеции, известная участница революционного движения в России и нарком государственного призрения в первом советском правительстве (первая женщина-министр в мире).
Различные элементы инсталляции Оливии Плендер в Образовательном центре MMOMA основаны на ролевой игре, которая была разработана в Школе Фогельстад и предполагала решение различных политических и социальных задач-ситуаций в вымышленном городе под названием Комтемотта (Kom Te Matta). Наиболее масштабным элементом проекта является гардина с изображением студенток и преподавательниц школы, стоящих в полный рост и одетых не только в женские костюмы, но и в мужские, ассоциирующиеся с господствовавшими в 1920-е гг. профессиями и административными ролями. Персонажи этого группового портрета по-отдельности предстают в серии из десяти деревянных раскрашенных вручную малоформатных скульптурах, уподобленных игровым фигурам. Их воображаемую социальную топографию демонстрируют графические композиции, на которых, словно в настольной игре, показаны общественные учреждения Комтематты.
Выставку дополняют архивные фотографии Школы Фогельстад и артефакты политических настольных игр, а также специально созданная серия плакатов с портретами пяти первых шведских женщин-парламентариев. Наконец, рисунки, выполненные графитным карандашом и посвященные движению суфражисток в Великобритании, расширяют историческую проблематику проекта от локальной до международной.
Оливия Плендер (р. 1977) живет и работает в Стокгольме и Лондоне. Ее проекты, как правило, связаны с историей социальных движений, теорией трудовых отношений и педагогики. Художница создает графические композиции, настольные игры и комиксы, объекты и инсталляции, сотрудничает с женскими самоорганизациями. Работы Оливии Плендер находятся в коллекциях Галереи Тейт (Великобритания), Художественного музея Мальмё (Швеция) и Английского художественного совета.
Кураторы: Андрей Егоров, Анна Арутюнян, Мария Линд
Даты проведения: 26 февраля – 3 апреля 2022
Образовательный центр MMOMA (Москва, Ермолаевский, 17)