29 января 2022 года в Выставочном центре «Эрмитаж Амстердам» открывается выставка «Русский авангард. Революция в искусстве». Масштабная экспозиция представляет произведения из коллекции Государственного Эрмитажа и рассказывает о переломном моменте в истории искусства ХХ столетия.
«На нашей выставке, посвященной этому вторжению авангарда в быт и жизнь, два главных героя – «Черный квадрат» Малевича и его же знаменитый Чайный прибор. Оба – символы художественные и идеологические. А вокруг них – пестрое разнообразие талантливых и причудливых форм и рисунков, яркие ткани, элегантные в своей простоте книги и, конечно же, – картины, являющиеся частью этой авангардной вселенной, которая на какой-то момент стала символом и знаком советской эстетики в России и за рубежом.
Мы рассказываем и о том, что авангард стал живым наследием для современных художников, с которыми Эрмитаж активно взаимодействует. Выставки и исследования, подобные тому, которое мы показываем в Амстердаме, представляют интересную историю и выявляют некоторые новые линии развития и балансы разнообразий», - говорит во вступительном слове к каталогу выставки Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
В составе выставки более пятисот экспонатов, основная часть которых, охватывает период с 1900-х до середины 1950-х годов. Это живописные и графические произведения, книги, текстиль. Особое место на выставке занимает фарфор. Этот хрупкий и изысканный материал - «белое золото» царей, - заговоривший на языке новой эпохи, стал блестящим воплощением идей художников русского авангарда.
Появление авангарда в России относится к началу XX столетия. Предреволюционный период российского искусства представлен сопоставлением классических жанров фарфора Императорского завода как образцов официально принятого искусства, с живописью выдающихся художников-авангардистов Василия Кандинского (1866-1944) и Казимира Малевича (1879-1935), ломающей традиционные взгляды. В залах выставочного центра можно увидеть один из главных символов авангарда - «Черный квадрат» - самое знаменитое и эмблематичное произведение К.С. Малевича, основателя супрематизма. Живопись одного из основоположников абстракционизма - В.В. Кандинского - представлена картинами: «Пейзаж» (1913) и «Эскиз к композиции V» (1911).
Выставка показывает творчество художников авангарда, которые в первое десятилетие после революции 1917 года имели государственную поддержку и возможность проявить себя в разных сферах художественного творчества. Основная часть экспозиции посвящена развитию дизайна в фарфоре бывшего Императорского завода, получившего в 1917 году статус государственного. Именно здесь появился революционный, агитационный фарфор под руководством Сергея Чехонина (1878-1936) – художественного директора завода с 1918 года. Отвечая запросам советской власти, фарфор в ярких красках и в смелых модернистских формах воспевал идеалы революции. Тарелки, блюда и чашки украшали те же лозунги, афоризмы, изречения, что были начертаны на плакатах и панно площадей и улиц. К созданию эскизов для росписей раннего советского фарфора были привлечены художники широкого круга авангардных направлений: И.В. Алексеев, Н.И. Альтман, В.П. Белкин, Л.А. Бруни, В.В. Кандинский, В.И. Козлинский, Н.Ф. Лапшин, В.В. Лебедев, И.А Пуни, К.С. Петров-Водкин, Р.Ф. Вильде, И.С. Школьник и другие.
Отдельным блоком на экспозиции показаны произведения супрематистов - Казимира Малевича и его учеников - Николая Суетина (1897-1954) и Ильи Чашника (1902-1929). В фарфоре супрематизм развивался от геометризованных композиций и супрематических форм – архитектонов - в начале 1920-х годов к фигуративным изображениям и орнаментам из повторяющихся супрем к началу 1930-х. Одними из самых ярких фарфоровых экспонатов выставки являются фарфоровые Чайник и Получашки Казимира Малевича. Работы супрематистов, воплотившие идеи беспредметного искусства, как и росписи по эскизам Кандинского, стали символами авангарда в фарфоре.
Значительный раздел экспозиции посвящен фарфору конца 1920-х–1930-х годов. В изделиях этого времени нашли отражение все наиболее значимые события жизни Советского Союза. В эти годы на Государственный фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова пришло молодое поколение художников, в числе которых – М.Н. Мох, И.И. Ризнич, Л.К. Блак, Т.Н. Безпалова-Михалева, Л.В. Протопопова и другие, на творчество которых оказывали влияние уроки Николая Суетина, назначенного в 1932 году главным художником Государственного фарфорового завода.
В росписях фарфора художники тяготели к графичности и некоторой условности, предпочитая обобщенные формы, яркие и контрастные цвета. Темы, к которым они обращались, были актуальны для большинства видов советского искусства и являлись частью идеологической пропаганды.
В лаконичной по колориту росписи сервиза «Индустриальный» (1931) Людмилы Протопоповой с изображением башенных кранов, опор линий электропередач, цепей и зубчатых шестеренок раскрывается тема форсированного промышленного развития страны. В росписи сервиза «Металл» (1930) Михаила Моха прослеживается влияние супрематизма - четкость пропорций, эффектный контраст цветов, геометризированные фигуры рабочих.
Фарфоровая пластика конца 1920-х–1930-х годов представляет знаковые для своего времени типажи, ассоциируемые с темами индустриализации и развития сельского хозяйства. Среди них фигуры: «Работник с молотом» (1931) и «Комсомолка с книгой» (1931) Сергея Квашнина; «Жница» (1933) Ольги Мануйловой.
Остроумно в скульптурах Наталии Данько - «Ликбез» (1933) и «Ликбез по радио» (1934); «Активисты» («Рабфаковцы») (1930) - решена тема, связанная с одной из приоритетных задач этого времени по ликвидации неграмотности и развитию образования. Тема пропаганды занятий спортом звучит в росписи сервиза «Физкультурники» (1936) Любови Блак и других мастеров.
Одно из популярных направлений, развивающееся в искусстве фарфора в 1930-е годы, представляло освоение Севера - «Папанинцы на льдине» (1938) Наталии Данько; роспись вазы «Северный морской путь»» (1937) Ивана Ризнича; также объектами внимания были армия и флот - скульптурные группы Алексея Жирадкова «Пограничник с собакой» (1937) и «Конная разведка» (конец 1930-х) Наталии Данько.
Выполненная на исходе сталинского периода истории многофигурная фарфоровая композиция «Под солнцем Сталинской конституции» (1951-1952) является одним из ярких памятников эпохи, отразившим образы народов советского государства.
В формах и росписи комплекта шахмат «Ресурсы» (2017) художника АО «Императорский фарфоровый завод» Михаила Сорокина наблюдается влияние авангарда в современном фарфоре, отражающем как традиции, так и веяния времени.
В выставке также принимают участие картины Казимира Малевича, созданные в 1928-1929 годах, – «Женский торс», «Крестьянин в поле», «Супрематизм» из коллекции Государственного Русского музея.
Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог «Русский авангард. Революция в искусстве» на нидерландском и английском языках, изданный выставочным центром «Эрмитаж Амстердам».
Каталог предваряет вступительное слово Михаила Борисовича Пиотровского, Генерального директора Государственного Эрмитажа – «Квадрат и чайник» и директора выставочного центра «Эрмитаж Амстердам» Аннабель Бирни.
Авторы статей каталога: Анна Иванова, Татьяна Кумзерова, Ида Шик, Анна Кузьмичева, Марина Блюмен, Наталья Некрасова (Государственный Эрмитаж); Шенг Схейен (выставочный центр «Эрмитаж Амстердам»).
Авторы концепции выставки «Русский авангард. Революция в искусстве»: Анна Иванова, заведующая Отделом «Музей Императорского фарфорового завода», - Государственный Эрмитаж; Биргит Буленс, Шенг Схейен – выставочный центр «Эрмитаж Амстердам. Комиссар выставки – Анна Иванова.
Дизайн экспозиции создан Карло Вейнандсом (Carlo Wijnaands) и Ванессой ван Дам (Vanessa van Dam). Он оригинально и гармонично объединяет историю, искусство и производство, а также обширные архивные материалы и видео, привлеченные к созданию экспозиции, подчеркивая художественную ценность произведений и создавая атмосферу противоречивого, трагического и героического времени ушедшей в прошлое эпохи великих идей и строек.
Когда: 29.01.2022 - 08.01.2023
Где: Выставочный центр «Эрмитаж Амстердам»