НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Открытие выставки «Русский авангард. Революция в искусстве» в Выставочном центре «Эрмитаж Амстердам»

29 января 2022Санкт-Петербург
Выставка «Русский авангард. Революция в искусстве» в Выставочном центре «Эрмитаж Амстердам» © Janiek Dam
Открытие выставки «Русский авангард. Революция в искусстве» в Выставочном центре «Эрмитаж Амстердам» © Janiek Dam
Выставка «Русский авангард. Революция в искусстве» в Выставочном центре «Эрмитаж Амстердам» © Janiek Dam
Выставка «Русский авангард. Революция в искусстве» в Выставочном центре «Эрмитаж Амстердам» © Janiek Dam
Выставка «Русский авангард. Революция в искусстве» в Выставочном центре «Эрмитаж Амстердам» © Janiek Dam
29 января 2022 года в Выставочном центре «Эрмитаж Амстердам» открывается выставка «Русский авангард. Революция в искусстве». Масштабная экспозиция представляет произведения из коллекции Государственного Эрмитажа и рассказывает о переломном моменте в истории искусства ХХ столетия.

«На нашей выставке, посвященной этому вторжению авангарда в быт и жизнь, два главных героя – «Черный квадрат» Малевича и его же знаменитый Чайный прибор. Оба – символы художественные и идеологические. А вокруг них – пестрое разнообразие талантливых и причудливых форм и рисунков, яркие ткани, элегантные в своей простоте книги и, конечно же, – картины, являющиеся частью этой авангардной вселенной, которая на какой-то момент стала символом и знаком советской эстетики в России и за рубежом.

Мы рассказываем и о том, что авангард стал живым наследием для современных художников, с которыми Эрмитаж активно взаимодействует. Выставки и исследования, подобные тому, которое мы показываем в Амстердаме, представляют интересную историю и выявляют некоторые новые линии развития и балансы разнообразий», - говорит во вступительном слове к каталогу выставки Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

В составе выставки более пятисот экспонатов, основная часть которых, охватывает период с 1900-х до середины 1950-х годов. Это живописные и графические произведения, книги, текстиль. Особое место на выставке занимает фарфор. Этот хрупкий и изысканный материал - «белое золото» царей, - заговоривший на языке новой эпохи, стал блестящим воплощением идей художников русского авангарда.

Появление авангарда в России относится к началу XX столетия. Предреволюционный период российского искусства представлен сопоставлением классических жанров фарфора Императорского завода как образцов официально принятого искусства, с живописью выдающихся художников-авангардистов Василия Кандинского (1866-1944) и Казимира Малевича (1879-1935), ломающей традиционные взгляды. В залах выставочного центра можно увидеть один из главных символов авангарда - «Черный квадрат» - самое знаменитое и эмблематичное произведение К.С. Малевича, основателя супрематизма. Живопись одного из основоположников абстракционизма - В.В. Кандинского - представлена картинами: «Пейзаж» (1913) и «Эскиз к композиции V» (1911).

Выставка показывает творчество художников авангарда, которые в первое десятилетие после революции 1917 года имели государственную поддержку и возможность проявить себя в разных сферах художественного творчества. Основная часть экспозиции посвящена развитию дизайна в фарфоре бывшего Императорского завода, получившего в 1917 году статус государственного. Именно здесь появился революционный, агитационный фарфор под руководством Сергея Чехонина (1878-1936) – художественного директора завода с 1918 года. Отвечая запросам советской власти, фарфор в ярких красках и в смелых модернистских формах воспевал идеалы революции. Тарелки, блюда и чашки украшали те же лозунги, афоризмы, изречения, что были начертаны на плакатах и панно площадей и улиц. К созданию эскизов для росписей раннего советского фарфора были привлечены художники широкого круга авангардных направлений: И.В. Алексеев, Н.И. Альтман, В.П. Белкин, Л.А. Бруни, В.В. Кандинский, В.И. Козлинский, Н.Ф. Лапшин, В.В. Лебедев, И.А Пуни, К.С. Петров-Водкин, Р.Ф. Вильде, И.С. Школьник и другие.

Отдельным блоком на экспозиции показаны произведения супрематистов - Казимира Малевича и его учеников - Николая Суетина (1897-1954) и Ильи Чашника (1902-1929). В фарфоре супрематизм развивался от геометризованных композиций и супрематических форм – архитектонов - в начале 1920-х годов к фигуративным изображениям и орнаментам из повторяющихся супрем к началу 1930-х. Одними из самых ярких фарфоровых экспонатов выставки являются фарфоровые Чайник и Получашки Казимира Малевича. Работы супрематистов, воплотившие идеи беспредметного искусства, как и росписи по эскизам Кандинского, стали символами авангарда в фарфоре.

Значительный раздел экспозиции посвящен фарфору конца 1920-х–1930-х годов. В изделиях этого времени нашли отражение все наиболее значимые события жизни Советского Союза. В эти годы на Государственный фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова пришло молодое поколение художников, в числе которых – М.Н. Мох, И.И. Ризнич, Л.К. Блак, Т.Н. Безпалова-Михалева, Л.В. Протопопова и другие, на творчество которых оказывали влияние уроки Николая Суетина, назначенного в 1932 году главным художником Государственного фарфорового завода.

В росписях фарфора художники тяготели к графичности и некоторой условности, предпочитая обобщенные формы, яркие и контрастные цвета. Темы, к которым они обращались, были актуальны для большинства видов советского искусства и являлись частью идеологической пропаганды.

В лаконичной по колориту росписи сервиза «Индустриальный» (1931) Людмилы Протопоповой с изображением башенных кранов, опор линий электропередач, цепей и зубчатых шестеренок раскрывается тема форсированного промышленного развития страны. В росписи сервиза «Металл» (1930) Михаила Моха прослеживается влияние супрематизма - четкость пропорций, эффектный контраст цветов, геометризированные фигуры рабочих.

Фарфоровая пластика конца 1920-х–1930-х годов представляет знаковые для своего времени типажи, ассоциируемые с темами индустриализации и развития сельского хозяйства. Среди них фигуры: «Работник с молотом» (1931) и «Комсомолка с книгой» (1931) Сергея Квашнина; «Жница» (1933) Ольги Мануйловой.

Остроумно в скульптурах Наталии Данько - «Ликбез» (1933) и «Ликбез по радио» (1934); «Активисты» («Рабфаковцы») (1930) - решена тема, связанная с одной из приоритетных задач этого времени по ликвидации неграмотности и развитию образования. Тема пропаганды занятий спортом звучит в росписи сервиза «Физкультурники» (1936) Любови Блак и других мастеров.

Одно из популярных направлений, развивающееся в искусстве фарфора в 1930-е годы, представляло освоение Севера - «Папанинцы на льдине» (1938) Наталии Данько; роспись вазы «Северный морской путь»» (1937) Ивана Ризнича; также объектами внимания были армия и флот - скульптурные группы Алексея Жирадкова «Пограничник с собакой» (1937) и «Конная разведка» (конец 1930-х) Наталии Данько.

Выполненная на исходе сталинского периода истории многофигурная фарфоровая композиция «Под солнцем Сталинской конституции» (1951-1952) является одним из ярких памятников эпохи, отразившим образы народов советского государства.

В формах и росписи комплекта шахмат «Ресурсы» (2017) художника АО «Императорский фарфоровый завод» Михаила Сорокина наблюдается влияние авангарда в современном фарфоре, отражающем как традиции, так и веяния времени.

В выставке также принимают участие картины Казимира Малевича, созданные в 1928-1929 годах, – «Женский торс», «Крестьянин в поле», «Супрематизм» из коллекции Государственного Русского музея.

Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог «Русский авангард. Революция в искусстве» на нидерландском и английском языках, изданный выставочным центром «Эрмитаж Амстердам».

Каталог предваряет вступительное слово Михаила Борисовича Пиотровского, Генерального директора Государственного Эрмитажа – «Квадрат и чайник» и директора выставочного центра «Эрмитаж Амстердам» Аннабель Бирни.

Авторы статей каталога: Анна Иванова, Татьяна Кумзерова, Ида Шик, Анна Кузьмичева, Марина Блюмен, Наталья Некрасова (Государственный Эрмитаж); Шенг Схейен (выставочный центр «Эрмитаж Амстердам»).

Авторы концепции выставки «Русский авангард. Революция в искусстве»: Анна Иванова, заведующая Отделом «Музей Императорского фарфорового завода», - Государственный Эрмитаж; Биргит Буленс, Шенг Схейен – выставочный центр «Эрмитаж Амстердам. Комиссар выставки – Анна Иванова.

Дизайн экспозиции создан Карло Вейнандсом (Carlo Wijnaands) и Ванессой ван Дам (Vanessa van Dam). Он оригинально и гармонично объединяет историю, искусство и производство, а также обширные архивные материалы и видео, привлеченные к созданию экспозиции, подчеркивая художественную ценность произведений и создавая атмосферу противоречивого, трагического и героического времени ушедшей в прошлое эпохи великих идей и строек.

Когда: 29.01.2022 - 08.01.2023

Где: Выставочный центр «Эрмитаж Амстердам»

www.museum.ru/N79439
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 17.01.2025  x    ?  


Выставка «Дипломатическая деятельность А.С. Грибоедова. Кавказ - Персия» в Хмелите

Фестиваль "Пятницы в Пушкинском" 2025

Выставка «Зеленые дворцы» в Музее-заповеднике «Царицыно»

Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности

Выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин» в Люксембурге

Музей-заповедник «Царское Село» завершил реставрацию Императорской фермы

Выставка «Традиции живая нить» учащихся ДХШ им. В.А. Серова в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Спасители. Пути спасения

Выставочный проект «Маршалы Победы: полководцы Великой Отечественной войны»

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Владимир Мартиросов. Траектории ощущений

Презентация издания "Летопись Свято-Андреевского скита на Афоне. Первая часть"

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на первый вернисаж 2025 года

Выставка живописи Олега Жидкова «Россия праздничная» в Угличе

Дорога Победы Ивана Зубкова

Выставка «1905. Через призму искусства»

Ветхий Завет. Взгляд XXI века

Выставка "Русский императив" в Галерее Беляево

Неомодернизм Владимира Паршина

Выставка "Коллаж" в Городском выставочном зале Петрозаводска

Художник Вадим Алексеевич Горбатов. От тундр до джунглей

Юбилейная выставка графики Николая Воронкова в Российской академии художеств

Выставка «Другие города» в Новосибирском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru