Выставочный проект «Секунды. Минуты. Часы. Дни» – это первая тематическая экспозиция, представляющая широкой публике Музейный фонд Российской академии художеств, включающий более 1200 произведений, подаренных художниками – членами академии. Проект не только тематический, но и в некоторой степени интерактивный, позволяющий зрителю посмотреть на собственный опыт со стороны. Экспозиция объединяет более восьмидесяти произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства известных художников, членов Российской академии художеств: П.Ф. Никонова, В.Г. Калинина, З.К. Церетели, И.П. Обросова, М.В. Дронова, В.А. Евдокимова, Т.Г. Назаренко, В.А. Малолеткова, А.В. Волкова, И.Г. Снегура, Н.И. Нестеровой, М.П. Митурич-Хлебникова, Н.А. Пономарева, И.А. Старженецкой, И.В. Пчельникова, Т.А. Файдыш, А.Г. Ситникова, О.В. Булгаковой и многих других.
Известно, что изобразительное искусство обладает «внутренним временем», определяемым динамикой особенного движения, развития и становления визуального образа. Плоскость картины и ее рама, пластический объем и свойства материала в скульптуре, ДПИ и, наконец, поверхность и границы белого листа в графике – все это медиумы, рубежи и, одновременно, горизонты видов изобразительного искусства. В пределах этой материальной, эстетической границы происходит столкновение протяженности произведения во времени со временем фактическим, связанным уже с условиями экспонирования и появления вещи, спецификой контекста, историей хранения и форматом показа.
Экспозиция разделена по принципу единиц измерения фактического времени. В каждом из четырех залов экспонируются вещи, визуальный образ которых характеризует, намекает, метафорически или буквально выражает общую тематику зала – промежуток времени. Кроме того, в залах зритель обнаружит часы, ход которых соответствует заявленному промежутку времени: 1 зал – механический секундомер; 2 зал – таймер-секундомер; 3 зал – песочные часы на 1 час и, наконец, 4 зал – часы, показывающие количество дней. В каждом зале (за исключением последнего) зритель может по собственному желанию прерывать ход времени и запускать его заново или выбирать для себя определенный временной отрезок. Музыкальным сопровождением выставки выступают звуки хода часов, сливающиеся в асинхронную протяженность и хаотичную какофонию. Сосредотачивая и преобразуя свое внимание, зритель получает и больший потенциал к освобождению собственного взгляда от внешней эстетической рамки и официально установленных ограничений. Установленная при входе стойка с диктофоном и тетрадью позволяют зрителю записать или наговорить пойманный диапазон проведенного времени.
Рядом с часами на выставке размещены цитаты из литературных текстов русских писателей ХХ века. Зачем нужны эти цитаты, на первый взгляд, абсолютно чуждые характеру экспозиции? Фактическое время – это и социальная рамка повседневной жизни человека, и инструмент его эксплуатации. Предлагая литературный опыт писателей, пострадавших от «банальности зла» и подходящих к осознанию времени критически, мы хотим напомнить, что оно, в сущности, является ловушкой анахронизма и в определенные моменты – средоточием безысходности. В наших силах иногда останавливать его ход, чтобы, впоследствии, открывать для себя возможность будущего.
Можно с уверенностью говорить, что «Секунды. Минуты. Часы. Дни» – это не столько про интересы профессионального сообщества и его символический капитал, сколько про саморефлексию художественной институции и многомерную автономную роль зрителя. Выставка предлагает поразмышлять и о зрительской свободе. Пространство экспозиции не выступает средством передачи знания или вдохновения от художника к зрителю, напротив оно становится неким самостоятельным объектом. Эта затемненная объективность как раз несет в себе проблематику соприсутствия фактического времени и временности произведения искусства.
Задача выставки «Секунды. Минуты. Часы. Дни» состоит в том, чтобы засвидетельствовать решающие моменты встречи зрителя с произведением, диалектику визуальной культуры экспонирования и созерцания изобразительного искусства, приводящих к сложной игре «опустошения» фактического времени зрительного опыта и протяженности конкретного образа во времени.
Материал подготовлен на основе статьи искусствоведа Александра Саленкова.
Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств.
Вход в здание музея возможен только при предъявлении QR-кода, а также документа, удостоверяющего личность.