24 декабря 2021 года в 15.00 в Музее петербургского авангарда открывается выставка "Владимир Гринберг. Живопись. Графика", приуроченная к 125-летию со дня рождения художника.
Владимир Ариевич Гринберг (1896-1942) - живописец и график, один из выдающихся представителей ленинградской пейзажной школы, в творчестве которого нашли отражение идеи французского постимпрессионизма.
Выставка представляет живописные и графические произведения мастера из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, относящиеся к зрелому периоду его творчества. Основную часть демонстрируемых работ составляют ленинградские пейзажи 1930-х годов, в которых с присущей художнику лаконичностью запечатлен облик современного ему города. В этот период пейзаж становится ведущим жанром в творчестве Гринберга, а Ленинград - его основной темой.
Открывают экспозицию пейзажи с видами Невы. Мастерская художника располагалась на первом этаже дома № 28 на набережной 9 января (в настоящее время - Дворцовой) и выходила окнами на реку. Написанные в мастерской виды составили невскую серию, одну из самых обширных в творчестве Гринберга. Работы "Летний вечер на Неве" (1934), "Нева. Зима" (1935), "На набережной Девятого января (1905 года)" (1936) и другие пейзажи серии построены по одной композиционной схеме. Нева предстает в них в разное время года и время суток, при различных погодных условиях.
В 1934 году Гринберг получил заказ от Союза советских художников на создание серии работ, изображающих новое городское строительство. В это время Ленинград стремительно менялся: по всему городу возводились новые здания в конструктивистском стиле, разворачивались масштабные работы по асфальтированию улиц и набережных. Эти изменения стали основной темой серии пейзажей, получившей название "Новый Ленинград". В экспозиции размещены две работы этой серии - "Фабрика-кухня" (1934) и "Асфальтирование набережной Лейтенанта Шмидта" (1934).
В произведениях "Волынский переулок" (1933), "Парк культуры и отдыха" (1934), "Мойка. Весна" (1936) запечатлены тихие уголки города - улочки и переулки, набережные небольших рек, парковые аллеи. В основном Гринберг избегал парадных, "открыточных" видов, однако встречаются на его полотнах и архитектурные достопримечательности Ленинграда, например в работах "Пляж у Петропавловской крепости" (1935) и "Сад Трудящихся (Александровский сад)" (1936).
Пейзажи Гринберга не являются натурными. Во время длительных прогулок по городу художник делал зарисовки в блокноте и записывал названия красок, создавая готовое произведение уже в мастерской. Работы Гринберга ценны не столько своей документальностью, сколько особым "ленинградским" настроением, характерным для северного города с его сдержанной красотой.
Дополняют экспозицию произведения портретного цикла, созданного художником в конце 1930-х - начале 1940-х годов. Среди них изображения современников Гринберга - поэта Д.И. Хармса, художников Н.Ф. Лапшина и А.С. Шендерова, а также графический автопортрет мастера. Несмотря на то, что работы выполнены в обобщенной манере, они тонко передают как внешний облик модели, так и ее психологическую характеристику.
24 декабря 2021 - 15 мая 2022
Музей петербургского авангарда. С.-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 10.