НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Книги XVIII–XIX веков в изданиях Вольной русской типографии Герцена - Огарева

c 16 декабря 2021 по 3 марта 2022Москва
Афиша
А.И. Герцен. Фотография С.Л. Левицкого. 1865
Записки императрицы Екатерины II. 1859
Князь М. Щербатов и А. Радищев. 1858
Выставка «Книги XVIII–XIX веков в изданиях Вольной русской типографии Герцена — Огарева»

Дом-музей А.И. Герцена

16 декабря 2021 — 3 марта 2022

«Полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед…» /А.И. Герцен/

23 августа 1852 года изгнанник Герцен вступил на далекий берег «суровой Англии». Крушение «частного» и «общего» в его нелегкой судьбе не остановило деятельности издателя и писателя. Идея русской бесцензурной печати, зревшая с 1849 года, постепенно обретала реальные контуры, воплощалась в жизнь.

Когда Россия безмолвствовала, когда число обязательных цензур возрастало с каждым днем, а печатное слово напоминало Герцену того героя из Моцартовой «Волшебной флейты», который пел с замком на губах, ему показалось — время пришло. «Охота говорить с чужими проходит», — посчитал Герцен. Пора «дать русской мысли свободную трибуну, чтобы разоблачать чудовищные деяния петербургского правительства». Необходимо снова «завести речь со своими». «Писем не пропускают — книги сами пройдут»; писать нельзя — будем печатать. Герцен «решился на труд», взялся за два главных дела своей жизни — за «Былое и думы» и Вольную русскую типографию.

Герцен призывал присылать «все писанное в духе свободы»: от научных и фактических статей до потаенных сочинений Пушкина и декабристов. Двери открыты для всех: «Открытая вольная речь — великое дело; без вольной речи — нет вольного человека…» Призыв Герцена свободно печататься в его типографии, посылать потаенные материалы, чтобы в России они обрели силу печатного слова, до поры не был услышан. Только в период апогея деятельности Герцена и Огарева (1858–1862) огромную популярность приобрели и альманах «Полярная звезда», и могучий «Колокол».

Настало время издания важных историко-политических документов и воспоминаний XVIII — первой четверти XIX века, почти недоступных российскому читателю. «Всякое правдивое сказание, всякое живое слово, всякое современное свидетельство, относящееся к нашей истории за последние сто лет, — полагал Герцен, — чрезвычайно важно. Время это едва теперь начинает быть известным. Времена татарского ига и московских царей нам несравненно знакомее царствований Екатерины, Павла. История императоров — канцелярская тайна, она была сведена на дифирамб побед и на риторику подобострастия».

Герцен разносторонне осветил политическую историю России с древнейших времен до середины XIX века (восстание 14 декабря 1825 года, выступление петрашевцев, дворцовые перевороты 1762, 1801 и др.), полемически направив свой труд против сочинений, видевших в России лишь «фасадную империю» и самодержавно-крепостнический деспотизм. XVIII век представлен в Вольной печати материалами от времени Петра I вплоть до гибели Павла I. Среди авторов этих документов парадоксально соседствуют люди различных, порой противоположных политических убеждений: А.Н. Радищев и Екатерина II, просветитель Е.Р. Дашкова, правдолюбец, масон И.В. Лопухин и консерватор М.М. Щербатов.

Главные герценовские публикации — конволют «Путешествие из Петербурга в Москву» и «О повреждении нравов в России» (1858); «Записки императрицы Екатерины II» (1859), «Записки княгини Е.Р. Дашковой» (1859), «Исторические сборники Вольной русской типографии» (1859, 1861), «Записки из некоторых обстоятельств жизни и службы действительного тайного советника и сенатора И.В. Лопухина…» (1859), так или иначе связаны с тайной историей двора. В них присутствовала отмеченная Герценом особенность: «…постоянно забывалось одно — Россия и народ, — о них даже не упоминали». Нелегкая судьба постигла каждый из публикуемых памятников, оставив четкий след в общественно-политическом движении.

На выставке представлены редкие материалы и книги из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, давно ставшие библиографической редкостью.

Кураторы: Ирена Желвакова, Светлана Головко

Дом-музей А.И. Герцена

Москва, Сивцев Вражек, 27

www.museum.ru/N79095
Ваше мнение »»

»»Дом-музей А.И. Герцена
Адрес:город Москва, пер. Сивцев Вражек, 27
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Смоленская", тролл. Б, №№ 10, 17, 39, авт. №№ 64, 132 до ост. "Смоленская площадь"; тролл. №№ 5, 15, 31 до ост. "Сивцев Вражек"
Телефоны:(499) 241-58-59
сайт:goslitmuz.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: литературные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru