С 13 по 25 декабря 2021 года в выставочном зале Товарищества живописцев МСХ на 1-ой Тверской-Ямской, 20 состоится выставка произведений яркого представителя московской школы живописи, художника, чье творчество получило широкое признание в России и за рубежом, - Николая Васильевича Кузьмина.
Родился Николай Васильевич 14 августа 1938 года в селе Талынское Нижегородской области. Окончил сперва художественное училище в старинном богатом народными ремеслами городе Павлово-на-Оке, а затем Строгановское высшее художественное училище.
Все, что в детстве окружало художника - русское зодчество, народные песни и сказки, расписные игрушки и предметы быта - оставило неизгладимое впечатление в душе будущего живописца и стало лейтмотивом его творчества на долгие годы.
Так появились серии работ «Народные картинки», «На Муромской дорожке…». В них, как в зеркале, отражается то понимание красоты, которое в народном искусстве идет непосредственно от сердца. Почти каждую картину сопровождают строки из стихотворения или русской народной песни, дополняя образы, связанные с родными местами, с матерью, с первым воспоминанием о ярком, солнцем залитом, крыльце родного дома. В этих работах живопись выступает средством сохранить память о светлых моментах жизни, позволяет вернуться в детство, обрести вновь свет и радость родного очага.
После окончания Строгановского училища Николай Кузьмин поселяется в Москве и с упоением пишет с натуры любимый город. Постепенно вырабатывая свой метод живописи, художник с восхищением переносит на холст свое очарование старинной архитектурой, пишет усадьбы, монастыри. Работы серии московских пейзажей наполнены благоговением перед историческим обликом этих мест. Верный своему творческому кредо, через эти образы художник передает дух вековых традиций и мощь народной культуры. Картины «Симонов монастырь. Свет памяти предков», «В сердце России» пронзительны и точны по своей образной и цветовой полифонии.
С 1970 года Николай Васильевич начинает активно участвовать в художественных выставках. Тема родной природы и русского зодчества остается центральной в его творчестве. И как ни странно именно страстная увлеченность этими мотивами приводит его в Европу. В 1990-х он посещает сначала Данию, затем Англию и Францию. Одухотворенное мироощущение и вместе с тем высокая художественность и живописная выразительность приносят ему известность и признание.
Благодаря характерной экспрессивной манере письма при работе с натуры художнику удается создавать удивительно тонкие и вместе с тем глубоко прочувствованные по колориту произведения.
При этом кажущаяся легкость достигается высоким профессиональным мастерством. Работе над картиной предшествуют множество подготовительных поисков: зарисовки композиции, этюды акварелью, определение колорита, «смысла» сюжета. И только потом переход к холсту, с которым Николай Васильевич работает решительно и смело, как правило, заканчивая работу за один прием, чтобы сохранить свежесть и непосредственность внутреннего восприятия.
Живописи Кузьмина свойственно стремление выразить прежде всего чувство, идущее от сердца. По словам Николая Васильевича, каждая его работа – это благодарность за ту красоту, которую ему дано увидеть. На вопрос о том, как рождаются образы, цветовые решения, художник признается, что он пишет, как есть, но не внешние формальные очертания, а подлинную красоту, которую можно увидеть, благодаря внутреннему духовному зрению.
Как говорит сам Николай Васильевич: «Живопись моя – это не передача (…) материального во всей его сложности и объективности, а скорее свето-цветовая субстанция (…)».
В этой светоносной среде, присутствующей в каждой картине художника, реальные объекты зачастую переходят в эфемерное измерение, а духовные образы могут обретать достоверную осязаемость и значимость. При этом они никогда не утрачивают своей связи с реальным миром и людьми. За каждой картиной стоит мысль, обращенная к человечеству.
Так, большое место в творчестве Кузьмина Н.В. занимают сюжеты, посвященные мифам Древней Греции: в них объединен опыт веков, мудрость тысячелетий. Прометей, подаривший людям огонь, а по сути жизнь, Гелиос, несущийся на золотой колеснице по жемчужному небосводу, Титан, держащий весь небесный свод, предстают перед зрителем живыми воплощениями общечеловеческих истин, укрепляют веру в Человека, в возможность мира на Земле. При этом мифологический сюжет картины всегда посвящен конкретным людям, их подвигу. Как, например, картина «Титан Атлас, держащий весь небесный свод» посвящена матери художника и всем, выстоявшим в годы войны. Именно эти образы народной и общечеловеческой культуры несут в себе объединяющий смысл и высокое гуманистическое начало.
Все богатство образов и вся широта колористического диапазона в живописи Кузьмина Н.В. служат высоким идеалам истины, добра и красоты.
/Н. Юстицкая/
Сайт художника: http://николайкузьмин.рф, http://nikolaikuzmin.ru/