Санкт-Петербургский Союз художников представляет творчество 30 петербургских художников (живопись и скульптура)
Искусство - зеркало, но отражает оно смотрящего, а не жизнь. Оскар Уайльд
Живопись: Павел Антипов, Борис Аникин, Юлия Бехова, Игорь Болотов, Анастасия Базанова, Юлия Вальцефер, Евгений Груздев, Раушан Губайдуллин, Виктор Егоров, Александр Зимин, Дмитрий Иванов, Александр Кириллов, Надежда Касаткина, Владимир Кожевников, Андрей Мамаев, Станислав Мирошников, Елена Орлова-Афиногенова, Елена Прудникова, Павел Покидышев, Александр Перепелицын, Николай Романов, Георгий Рашков, Нина Рыжикова, Илья Хохрин, Ольга Шведерская, Дмитрий Яковин.
Скульптура: Алексей Архипов, Евгений Бурков, Светлана Мельниченко.
Из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга на выставке представлено три картины известной ленинградской художницы, ученицы Павла Филонова - Татьяны Глебовой (1900-1985).
Выдающийся историк живописи, эксперт, музейный деятель Макс Фридлендер справедливо отметил: "Мы верим в то, что у всякой творческой личности есть некое неизменное ядро. Мы исходим из того, что художник, что бы он ни переживал, какие бы импульсы ни получал, куда бы ни переезжал, в глубине души всегда остается одним и тем же, и это неизменное "нечто" проступает во всех формах его самовыражения".
Основная идея выставки заключается в том, чтобы представить творчество каждого художника тремя его творениями.
- Первой составляющей является автопортрет
- Вторая составляющая это произведение, которое автор выбрал сам (его творческое "Я")
- И третье произведение - выбор куратора (зрителя).
Таким образом, каждый художник предстанет перед зрителем своими тремя "Я", которые образуют его творческое "Я", "Я" в кубе".
Автопортрет - это особый жанр. Он очень отличается от портрета. Вспомните, как мы смотрим на себя в зеркало. Как пишет Джон Берджер, "Реакция художника на свое лицо, которое он видит, меняет это лицо. Иначе говоря, лицо предлагает себе то, что ему нравится, что оно в себе любит. Лицо управляет собой. Большинство автопортретов благодаря такому сговору, в который вовлечены взгляд автора - наблюдателя и ответный взгляд автора - портретируемого, - вызывают сложное чувство, словно мы наблюдаем запутанную драму, в подробности которой нас не посвящают".
Выставки автопортретов очень редкое явление, но они есть. Мне же захотелось показать творчество каждого художника многограннее. Сама подготовка выставки превратилась в уникальный творческий процесс. Всегда было интересно знать, и в этом я не одинока, какое своё произведение сам автор считает самым-самым. Иными словами, как он сам видит свое творчество. А для каждого автора оказалось очень важным и волнительным, какую же работу выберу для проекта я.
Не секрет, что произведению искусства нужен зритель. Как пишет Сергей Даниэль: "Стоит специально отметить, что слово "произведение" обычно означающее результат совершившегося творческого процесса, сохраняет в себе и значение действия: "произвести что-либо", "произвести на свет". Искусство является произведением общения как в значении результата, так и в значении направленности действия на созидание человеческих отношений. Таким образом, нет ничего удивительного в возможности диалога с картиной. Неестественным скорее представляется равнодушие к подобной возможности".
Именно к диалогу, созерцанию, сопереживанию и созиданию приглашает эта выставка.
* Благодаря фонду Вячеслава Адамовича Заренкова "Созидающий мир" будет издан каталог выставки.
* Автор идеи и куратор проекта: Ольга Прожерова - музеевед, менеджер антикварной, коллекционной и выставочной деятельности, член Санкт-Петербургского Союза художников.
Для посетителей выставка будет работать с 11 ноября по 25 декабря с 11 до 18 часов (выходной - среда).
Адрес выставки: С.-Петербург, Галерная, 45, Особняк Румянцева (вход с Галерной, 45).