Правительство Москвы, Комитет по Культуре Москвы, Московский Дом Фотографии имеют честь пригласить Вас на открытие персональной выставки Нобуёси Араки (Япония) "Токийский натюрморт".
Выставка представлена галереей Ikon, Бирмингем в рамках IV Международного Месяца Фотографии в Москве "ФОТОБИЕННАЛЕ 2002". Открытие состоится: 15 мая 2002 г. в 18:00 в залах Московского Дома Фотографии. Пресс-конференция: в 17:00.
Нобуёси Араки (Nobuyoshi Araki, 1940-) за шестьдесят, а его фотокарьере - за сорок, но до сих пор его работы ставят в тупик. Даже кураторов знаменитых музеев, которые теперь гордятся тем, что у них есть свой Араки. Араки тотально заполняет стенды самых престижных галерей на всех мировых ярмарках современного искусства и фотографии. Книги Араки выходят многомиллионными тиражами на всех языках мира. По количеству публикаций он побил все рекорды, оставив далеко позади арт-кумиров 20 века. Кто он - пейзажист? портретист? мастер натюрморта? порнограф? И почему не порнограф, раз снимает порнографические сцены, а его связанные и распяленные женщины долгое время были под запретом даже в Японии, где секс вполне социален и занимает в обществе уважаемое место.
Сам он говорит про себя попросту "Я - гений" а иной раз "Я - фотография". У Нобуёси Араки слава провокатора, и эта провокация и вправду связана с сексом. Поэтому его наперебой называют то японским Генри Миллером, то японским Тулуз-Лотреком, хотя Араки давно может опрокидывать сравнения и пояснять, что романы Миллера отдаленно напоминают его фотоколлажи. Лучше всего его поняла анархистка и беспредельщица Бьорк, и сочинила специальный "Манифест для Нобуёси Араки", назвав фотографа terrorist of emotion.
У Араки - три главные темы: цветы, город и женщины. Цветы в фотографии со времен живописи Джорджии О'Кифф (Georgia O'Keeffe, 1887-1986), и фото Роберта Мэплторпа (Robert Mapplethorpe, 1946-1989), часто являются просто символом гениталий, и это не худшая из метафор, которые навязывают цветам. У Араки все происходило еще естественнее - он мог печатать только фотографии цветов. Остальное резала цензура. Представьте себе, цветы какого накала получались у японца. Они так же вызывающи, как эрегированные члены мэплторповских натурщиков. Женщины Араки подвергаются серии садомазохистских опытов. Сам он говорит, что не в веревках дело: "Я хотел привязать сердце женщины, а потом уж они сами стали связывать свои тела и привязываться ко мне". Как ни странно, в его S&M фотографиях нет насилия над женщиной, а есть внимание и любовь к ней. Теперь, когда мы посмотрели и "Пианистку" Михаэля Ханеке и "Романс" Катрин Брейа нам легче будет с этим смириться.
И, наконец, все это вместе он ставит в контекст города. Его город - это Токио, в котором он родился и закончил университет, научился кино и фотографии. В котором он продолжает снимать каждый день - как минимум одна пленка цветная, одна черно-белая. Токио-мир, созданный заново после землетрясений, бомбежек и пожаров, самый современный на земле буквально научно-фантастический город, в котором должны бы жить роботы, но живут женщины и мужчины. Место их встреч, "веселый квартал" Shinjuku, в течение многих лет был любимой натурой Араки.
Теперь он комбинирует свои карточки, соединяя цветы и город, город и женщин, город и город в выставочных сериях. Эффект мерцающих, смешивающих образов смазывает картину и мешает раз и навсегда простыми словами определить жанр и манеру фотографа Нобуёси Араки. Он сам прежде всего никогда этого не позволит. Его лозунг - "фотография - это убийство", точно так же любое однозначное искусствоведческое определение убьет баланс, который и делает немолодого японца одним из самых прославленных персонажей современного искусства. Единственный термин, объемлющий его творчество он придумал сам, и это "аракизм" - по аналогии с "анархизмом".