НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Музей, который не боится перемен: новая концепция постоянной экспозиции

19 октября 2021Москва
Новая концепция постоянной экспозиции старых мастеров. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Музей, который не боится перемен: ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет новую авторскую концепцию постоянной экспозиции старых мастеров, подготовленную сценографом и куратором Патриком Уркадом. Шесть залов первого этажа Главного здания откроют публике не только новый дизайнерский взгляд на пространство музея, но и современное представление о старой живописи в классическом музее XXI века. Залы византийского искусства, искусства Германии и Нидерландов XV–XVI веков, а также Фландрии и Голландии XVII века, живописи Рембрандта и его школы — все эти пространства, давно знакомые «пушкинскому» зрителю, осенью предстанут полностью преображенными.

Патрик Уркад – историк искусства, ученик Андре Шастеля, защитил диссертацию о Пьере Ле Мюэ — архитекторе Марии Медичи. В 1980-е годы занимал должность арт-директора французского издания Vogue, где сотрудничал с Хельмутом Ньютоном, Ги Бурденом и другими выдающимися фотографами XX века. Был приглашен Карлом Лагерфельдом в качестве куратора его коллекций декоративно-прикладного искусства: сначала предметов стиля рококо, а затем — неоклассики. Куратор выставок в музейном комплексе дворцов Версаля: «XVIII век — у истоков дизайна» (2014) и «Увеселения и праздники королевского двора» (2016). Уркад не впервые сотрудничает и с ГМИИ: в 2019 году он выступил в роли сокуратора и автора художественной концепции выставки «Восточный джаз / East West Jazz».

Патрик Уркад, сценограф и куратор: «Я пытаюсь вернуть заслуженное внимание старым мастерам. Возродить логику, связывающую пространство и свет. Благодаря подчеркнутой простоте и ритмичности архитектуры, работы будут легко читаться, тем самым подчеркивая логику стоящей за ними архитектуры света.

Я отметил, что в музее есть важные картины, мимо которых посетители проходили, даже не замечая их присутствия. Это случается потому, что работу разместили в зале без должного внимания. Когда я разрабатывал сценографию, задумался о том, как заострить внимание зрителя: вот, посмотрите, здесь как хорошо, здесь есть что-то, вот на это стоит обратить внимание. То есть, зрителя надо вовлечь в игру. Так появилась система модулей, архитектурных единиц. В обновленной экспозиции сохраняется хронология и появляются эффекты. Чтобы посетитель не заскучал, надо поддерживать его присутствие духа. Так, в большом зале, посвященном итальянской школе, где висят Гварди и великие классики, я хочу сохранить пространство большой галереи, отличительной черты великой итальянской живописи».

Меняется жизнь — меняется и музей: реэкспозиция залов искусства старых мастеров — попытка переосмыслить и пространство, и произведения, представленные в нем. Эта работа оказалась своего рода интеллектуальным экзерсисом, позволившим самим хранителям по-новому посмотреть на произведения, которые они изучают и хранят многие годы, задуматься о сущности постоянной экспозиции и о ее драматургии. Кураторы, работавшие над обновлением пространства музея вместе с приглашенным сценографом, хотели подчеркнуть значимость каждого отдельного произведения, представленного в экспозиции: собрание Пушкинского — это не только гармоничный ансамбль, но и самоценные экспонаты, каждый из которых достоин внимания. Директор ГМИИ Марина Лошак поясняет: «Новая экспозиция — важный для нас шанс еще раз напомнить о том, что жизнь не стоит на месте. Она изменяется ежеминутно, ежесекундно, и главное — не упускать ни один из ее моментов, проживать каждый. Не забывать, не сожалеть о прошедшем и смотреть вперед — это и есть главный посыл наших перемен».

Работа над реэкспозицией началась с исследования архивных документов. Была изучена история постоянной экспозиции живописи ГМИИ с 10 ноября 1924 года, когда была открыта Картинная галерея Музея изящных искусств, и до последних изменений, сделанных в 2006 году. Экспозиция, которая откроется 19 октября 2021 года, даст отсылки к прошлому и одновременно предложит новое видение первого этажа Главного здания музея. Классическая французская живопись, например, вернется в залы, в которых она демонстрировалась с 1974 по 2006 год. Зато в зале 31, где обычно проводились камерные временные выставки, впервые разместится часть постоянной экспозиции: живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство Германии и Нидерландов XV–XVI веков. Искусство Византии и раннего итальянского Возрождения останется в прежнем пространстве, но зрители увидят его совершенно в ином свете. В целом это — новаторская экспозиция, но ее цель — вернуть залам свет и пространство такими, как изначально их видели создатели музея: Иван Цветаев и Роман Клейн.

В пяти залах, где сегодня располагается экспозиция итальянской и французской живописи, а также на главной выставочной оси и еще в нескольких пространствах второго этажа развернется выставка «Бывают странные сближенья», которую специально для Пушкинского музея готовит известный французский куратор Жан-Юбер Мартен. Затем эти залы займет экспозиция, посвященная выдающимся русским коллекционерам французской живописи модернизма и творений русских художников — братьям Михаилу и Ивану Морозовым. По завершении этих двух важнейших для музея выставок те же залы станут экспериментальной площадкой, где кураторы будут предлагать свои размышления на темы, связанные с постоянной экспозицией Пушкинского музея.

Обновление Главного здания — один из важных шагов на пути к его более масштабной трансформации: в данный момент ведутся активные работы по реконструкции Пушкинского и созданию «музейного городка», о котором мечтал еще Цветаев. В ближайшие годы будут открыты депозитарно-реставрационный и выставочный центры, Галерея искусства старых мастеров и т.н. Дом текста. К 2027 году территория ГМИИ увеличится более чем вдвое — до 105000 кв.м.

Начиная с 19 октября каждый посетитель Пушкинского сможет, освободившись от прежнего опыта восприятия, открыться новому — посмотреть на классическую живопись в неклассической интерпретации.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Реэкспозиция — особое событие для нас. Мы ежегодно проводим большое количество временных выставок, в 2022-м второй этаж главного здания будет занят двумя большими проектами, но для нас важно сохранить место и для наших собственных коллекций. Поэтому мы должны были переосмыслить пространство, чтобы у посетителей сохранилась возможность видеть важные вещи из нашего собрания. Первые перемены в музее уже произошли, и я уверена, что наш зритель сможет по достоинству оценить новый авторский взгляд на старое искусство, который мы предложили».

Важной частью реэкспозиции станут обновленные этикетки: теперь на них указан провенанс произведений и год их поступления в музей. ГМИИ обязан своим собранием коллекционерам — сведения о вкладе каждого из них посетители также смогут найти в этикетках, а значит, составить представление о том, как и в каких исторических условиях формировалась коллекция музея, в каких исторических реалиях и кем были те люди, благодаря которым сегодня мы обладаем уникальным собранием.

Не нарушая научную составляющую, музей позволил себе немного отойти от традиционного подхода в названиях залов. Все залы экспозиции старых мастеров получили новые названия, благодаря чему у зрителя появится возможность выделить главные имена мастеров из коллекции ГМИИ. А новые экспликации дают общую картину происходящего в тот или иной период в каждой из стран, доказывая тем самым взаимосвязь между историей искусства и социальной историей.

Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов, куратор реэкспозиции: «“Постоянная экспозиция“ — само определение кажется консервативным. Однако она — суть музея и должна оставаться живым организмом. Догма и традиция — разные понятия. Можно, сохраняя традиции, двигаться в ногу со временем. Как в XXI веке экспонировать старое искусство? Насколько современна старая живопись? Эти размышления о нашей коллекции оказались очень полезными. Мы сменили точку зрения на многое.

Перед нами стояла сверхсложная задача — уплотнить постоянную экспозицию на первом этаже и при этом не сделать ее тесной. Пришлось сократить количество экспонатов. И это была самая трудная задача. Если в нашем собрании старой живописи хранится более 900 работ, в прежней экспозиции было представлено более 400, то сейчас зритель увидит около 300 произведений. Наша новая постоянная экспозиция подчеркивает самоценность каждого произведения, помогает зрителю сосредоточиться на каждой картине».

www.museum.ru/N78365
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 19.03.2024  x    ?  


Фестиваль «Весь день – театр» в Театральном музее, С.-Петербург

Золотая вязь крымских узоров

Александр Дейнека. Курская аномалия

Выставка «Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Русского музея

Музей Эрарта подвел итоги первого тура Эрарта Премии - 2024

Итоговая выставка XXVII Областного фестиваля фотографии им. А.О. Карелина и М.П. Дмитриева

«…И сделаем себе имя…». К завершению реставрации картины Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня»

Персональная выставка Натальи Дробышевой «Полотно» в Ростовском музее изобразительных искусств

Выставка «Провинциальный репортаж» в Музее наивного искусства, Екатеринбург

"Город и люди". Живопись Марии Ведясовой

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Удивительные мелочи. Миниатюра в декоративно-прикладном искусстве

Выставка «Анна и Теофил». Памяти родителей Святослава Рихтера

В рамках "перекрестных" Годов культуры Россия - Китай. Выставка "Шелк и бамбук" в Музее музыки

Выставка "На страже учения. Гневные божества в тибетском буддизме" в Музее истории религии

Циклы лекций об истории искусства ХХ века в Арсенале

Выставка "Архитектор Владимир Кубасов" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Владимир Сомов. Синдром феникса

Выставка скульптуры Анатолия Смоленкова в Российской академии художеств

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Выставка "Тайны пола" в Дарвиновском музее

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

Выставка «С чего начинается Родина» Антона Стекольщикова в Российской академии художеств

День детской книги. Праздник «Путеводная нить» в Дарвиновском музее

Выставка Марии Кононовой «Весна»

Melancholia. Памяти Аркадия Ипполитова

Выставка «Железнодорожная модель-2024» в Музее мостов, С.-Петербург


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru