Выставка Марии Комыса в Уфе, в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова экспонируется впервые. Её экспозицию составляют произведения, воссоздающие оригинальные образы городов исламского Востока. Для создания каждого из них Мария на протяжении нескольких месяцев изучала старые карты, летописи и книги, результатом которого стало творческое переосмысление традиций топографической миниатюры, зародившейся в Османской империи ещё в XVI веке.
Старинные города Ирана, Турции и Индии предстают на её листах и полотнах, увиденными глазами современного художника, знающего и любящего исламскую культуру.
МАРИЯ КОМЫСА О СЕБЕ И СВОЁМ ИСКУССТВЕ
Человек рождается в виде буквы «Вау», а поднимаясь, считает себя подобным букве «Элиф». Но он навсегда останется в поиске, останется странником, путешествующим в отведённом ему времени. Что станет ориентирами и картами его духовного пути?
Многие царства и города стали мифом — таким, как легендарный Шам. Оставленный город-дворец в Андалусии… Время, войны, катаклизмы природы приносят разрушения. Остальное меняет и перестраивает человек.
Мои миниатюры с видами старинных городов созданы с целью сохранения в памяти людей того мира, который на глазах превращается в мираж, с целью показать удивительное архитектурное наследие исламской культуры, её историю и путь распространения, а также рассказать о важных фигурах в cуфизме как духовной основе этой культуры.
Главной темой моих произведений является рассказ о «пирах», основателях тарикатов (направление в суфизме). Работы, выполненные в традиционном стиле османской миниатюры, — это карты городов, в которых жили или похоронены пророки, святые люди. На листах указаны их имена. Переводы с арабского, названия мечетей и других архитектурных памятников, истории и легенды, связанные с их жизнью в данном, конкретном городе, приведены в сопроводительных текстах.
Поиск материалов для создания одной миниатюры занимал несколько месяцев. Я искала и изучала старые карты, рисунки городов, упоминания о них в летописях и книгах. Для меня было важно сохранить и показать образ города таким, как он был создан. Любовь к этой культуре началась для меня в детстве — с волшебной архитектуры Узбекистана, Пакистана, Ирана, продолжилась через музыку — арабские и османские ритмы на традиционных инструментах, азаны старого города Бахчисарая — и соединилась с изучением религиозных традиций уже во время моей жизни в Турции.
Листы из графических серий «Итеру. Небесная река», «Альгамбра», «Бахчисарай. Улицы старого города» объединяет восточная тема, но каждая серия очень личная, со своей историей.
В величественной панораме Каира смесь мегаполиса, яркого и живого, блеска полированного мрамора и старых кирпичных мечетей и древней керамики и есть современная история Египта. Образ древнего мусульманского кладбища оставил такое же фантастическое впечатление: мы ехали смотреть древний обелиск, но не было возможности остановиться и побродить, потому что гробницы были за оградами. Потом я прочитала о гигантских закрытых территориях кладбищ, напоминающих формами своих сводов кладки яйц и выглядящих абсолютным миражом между миром Древнего Египта и современной жизнью страны.
В Бахчисарай я приезжала много раз, однажды влюбившись в эту залитую лунным светом каменную чашу, в которой лежит Старый Бахчисарай. Чашу с уютным улочками, лесенками и садами, речкой Чурук-су и Ханским дворцом. Мы поднимались на склон, сидели у костра. Над городом, отражаясь в камнях и хребтах ущелья, звучал вечерний азан. Там, в традиционных татарских мастерских я начала учиться керамике, на стенах висели чертежи кувшинов, рядом вытягивали и завивали серебряную проволоку для сказочной филиграни. За мастерской в уютном саду среди причудливо изогнутых деревьев были оставлены вазы и фигурки, созданные маленькими учениками мастерской. Здесь мне подарили мой первый Коран.
…Альгамбра и сады Хенералифе, мечта, сказка в реальности… Место, о котором я читала ещё в детстве, смотрела по фотографиям в книгах… Оно соединилось с Гранадой — родиной фламенко. Городом между горами и морем, как и Бахчисарай.