22 февраля в 17 часов в Выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20 открывается II персональная выставка московского художника Виктора Зосимовича Саплина.
Автор родился в Москве в 1937 году. Его отец работал на заводе "Динамо", в 1941 году он получил бронь, и всю войну работал на оборонку. Семья же уехала на Орловщину к родственникам и оказалась в немецкой оккупации. Маленький Витя чудом остался жив. Его заслонила своим телом мать от брошенных в погреб фашистами гранат, где пряталась семья. Он, его брат и сестренки остались сиротами и прожили одни в подвале ещё четыре месяца, питаясь полусгнившей картошкой. Их, полуживых, вытащили из подземелья красноармейцы, освободившие село от фашистов. Только через три года отец сумел разыскать по детдомам своих детей. Это страшное время, как и фронтовики, художник не любит вспоминать. В экспозиции представлено более 60 его работ: портреты, натюрморты, и основной жанр, - пейзаж. И лишь одна работа, "Весна 1945" - о том страшном лихолетье и торжестве жизни: возле сожженной фашистами хаты расцвели веточки полуобгоревшей яблоньки.
Художник вспоминает, как в 11 лет, переступив порог детской студии Дворца культуры ЗИЛ, не подозревал, что положил начало своему пути в искусство. Во многом ему способствовал руководитель студии, замечательный педагог и художник Д.Г. Соболев. Годы учёбы в Московском училище Памяти 1905 года (педагоги М.М. Булгакова, Н.Д. Быканова, Е. Журавлева, Л.А. Шитов) прерывались службой в Советской Армии. Затем - учёба в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова, мастерская Д.К. Мочальского. А далее жизнь в искусстве: бескомпромиссная, полностью посвящённая призванию художника во всех периодах жизни - в советском, перестроечном, постсоветском.
Творческое лицо художника сформировалось достаточно рано. На выставке представлены лишь живописные работы, но Виктор Саплин прекрасно овладел рисунком еще в годы учебы в Училище. Для его ранних работ характерен графический подход. Автор ездил в творческие командировки по стране: в Псков, по Волге, Белому морю, Пермь, Вологду, ходил с рыбаками в Баренцево море, работал в Доме творчества "Таруса". Он вполне вписывался в художественную жизнь советского периода. С удовольствием писал рабочие полдники, портреты трудового народа, при этом это не были заказы комбината. Работы Саплина соцреалистической тематики ещё в годы перестройки были раскуплены коллекционерами из западной Европы и нашими галеристами. Между поездками художник писал московские пейзажи - хорошо узнаваемые и ностальгически любимые старшим поколением. Такой Москвы уже нет. Он отдал дань жанровым работам, особенно хороша серия "Птичий рынок".
В одном из своих каталогов автор пишет, что в нём представлена лишь малая часть того, что посчастливилось в жизни увидеть и запечатлеть. В этих словах заключается особенное отношение автора к жизни общества, и то любовное отношение к природе, в котором он считает себя наследником саврасовско-левитановской традиции. На протяжении его жизни отношение к работе с натуры в художественной среде было разным. Но Виктор Зосимович всегда был предан реалистической традиции. Во всех работах эмоциональное отношение к содержанию превалирует над желанием самовыражения. Это отношение к натуре он передал своим ученикам, долгие годы занимаясь педагогической деятельностью. Кажется, возле художника, когда он пишет пейзаж, - ни души вокруг. Любовь к русским просторам сочетается у него с трогательно-поэтичным отношением к каждому кусту, цветку, травинке. Как замечательны букеты на окнах, сквозь которые виден пейзаж. Простота мотива, красота природы, где остановилось время, и потому трудно различаются века, характерна для творчества художника последних 30-ти лет. Умиление, радость от созерцания мощи и трогательной лиричности родной земли - этот импульс вынесет с собой каждый, кто побывает на выставке. /Елена Лисенкова/
22 февраля - 6 марта 2021 г.
Режим работы: пн. - пт. с 10.00 до 19.00, сб. - вс. с 10.00 до 17.00.
Адрес Выставочного зала: Москва, 1-я Тверская-Ямская, д. 20, проезд до ст. метро "Маяковская" или "Белорусская".