«Известные и неизвестные» – третья выставка из цикла «Империя в миниатюре» – представляет коллекцию миниатюрного портрета из фондов Музея-панорамы «Бородинская битва».
Большинство миниатюр относится к первой половине XIX столетия. На них изображены представители российского «благородного сословия» от императора до скромного обер-офицера. Такое многообразие не случайно. Жанр портретной миниатюры переживал в России расцвет, особенно заметный во время упорной борьбы с Наполеоном.
Историки отмечают, что при императоре Александре I «количество миниатюр превышает в десятки раз все, что было сделано раньше и после».
В дворянской среде, по словам известного знатока русского и европейского искусства Н.Н. Врангеля, всем «показалось прекрасным, интересным и занимательным иметь дедушек, бабушек, братьев, сестер и любимых всех вместе на пространстве нескольких вершков. Спрятать в карман, в табакерку, вделать в кольцо, в ожерелье или держать в шкатулке тех, кто дорог. Ехать на бал, на войну, в дальнюю дорогу, быть у себя и в гостях – всегда и везде со своими близкими».
Среди представленных на выставке миниатюрных портретов есть и те, что пока остаются безымянными. Их могло бы быть намного больше, если бы не кропотливый труд историков и искусствоведов, которые на протяжении многих лет бьются над загадками «портретов неизвестных». Часто их работа напоминает детективное расследование.
Так, на выставке можно увидеть портрет старшего адъютанта штаба Гвардейского корпуса капитана Лейб-гвардии Гренадерского полка Дмитрия Елисеевича Филатова, написанный известным художником М.И. Теребеневым в 1827 году. На протяжении многих лет он числился просто как «портрет гвардейского офицера». В 2000 году известный исследователь русского портрета А.В. Кибовский, после тщательного изучения изображенных на портрете наград, особенностей мундира, архивных документов, вернул «неизвестному офицеру» его имя и биографию. Дмитрий Елисеевич Филатов происходил из солдатский детей, служил рядовым, затем унтер-офицером в Лейб-гвардии Семеновском полку, участвовал в походах 1812-1814 годов, а в 1817 году был произведен в офицеры.
Каждая миниатюра представляет собой тонкое и хрупкое произведение искусства, требующее крайне бережного отношения. Их демонстрируют только на временных выставках, ограниченных небольшими сроками.
Большинство миниатюрных портретов Эпохи 1812 года написано акварельными красками или гуашью на тонких, около 1 мм, пластинах из слоновой кости. Для миниатюр использовалась только «живая» слоновая кость из бивней только что убитых животных. Художники наносили краски тонкими кисточками, используя технику точек и штрихов. Чтобы предохранить хрупкие миниатюры от повреждений, их помещали под стекло.
Возрастная категория: 12+