В Пушкинском Заповеднике открыта выставка «Дуэль как поединок чести» из фондов музея
Пистолетов пара,/ Две пули - больше ничего -/ Вдруг разрешат судьбу его./ А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава V, Строфа ХLV
Чем дальше век XIX, тем интереснее вникать в подробности жизни той эпохи. Нам любопытно - как жили, одевались, что было модным и приличным; за что можно было потерять своё доброе имя и положение в обществе; как с наименьшим ущербом выйти из затруднительной ситуации, не став предметом насмешек и не уронив своего достоинства; как разрешались споры и зачем вообще были нужны дуэли?
В Википедии понятие дуэль объясняется как "строго регламентированный дуэльным кодексом вооружённый поединок, цель которого - удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоёв и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них. В настоящее время запрещена законодательством подавляющего большинства государств мира".
Ю.М. Лотман в "Беседах о русской культуре" писал: "Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия "честь" в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл, превращаясь в ритуализированное убийство".
Считается, что о чести и бесчестии в современном обществе вспоминают лишь на уроках истории и литературы, в том числе, читая "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина с её эпиграфом "Береги честь смолоду".
Итак, что же такое честь? В словаре Даля дано такое определение: "Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть". Там же приводятся и примеры: "Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже не пришьешь, коли нет. Знал бы ты честь, посовестился бы … Честь моя этим обижена. Поле чести, поле брани, сраженье. Честь моя требует крови…".
Получается, что честь требует крови, а сохранять и защищать её может только дуэль. "Нравственность быстрого реагирования", - так назвал дуэли Д. Шеваров в своей статье "А вы помните эпиграф к "Капитанской дочке"? Что значила для Пушкина пословица "Береги честь смолоду"".
Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно. Он мог быть сделан сразу прямо на месте, либо его присылали через секунданта в письменном виде. Больше противники не общались. За них это делали секунданты, которые в первую очередь, должны были изыскать все возможности для примирения сторон и решения конфликта миром. Они же полностью готовили поединок, оговаривая все детали, и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.
Традиция разрешения конфликтов этического и нравственного характера путём дуэлей пришла в Россию из Европы в XVIII веке вместе с иностранными офицерами, поступившими на русскую службу, и просуществовала вплоть до октябрьской революции 1917 года.
Русское законодательство, начиная с Петровских времён, запрещало дуэли и рассматривало их как преступления против государственных интересов, карая смертной казнью. Правительство всеми силами и средствами боролось с ними, беспощадно наказывая и правых, и виноватых. Но это не помогало: общественное мнение было целиком и полностью на стороне дворянства, считавшего дуэли своей законной привилегией, и даже суды нередко были на стороне бретеров - так называли "профессиональных" дуэлянтов, готовых драться по любому, даже очень незначительному, поводу.
Постепенно дуэли стали настолько популярны, что на них дрались все: дворяне, мещане, солдаты, студенты, женщины и даже венценосные особы. Император Павел I вообще предлагал отменить все войны и решать конфликты между государствами путем поединков между их правителями. Эта довольно дерзкая идея отклика не получила.
Дуэли в России иностранцы часто называли "узаконенным убийством", отмечая их особенную, крайнюю жестокость. Если европейцы обычно стрелялись с дистанции 25-30 шагов, то в России - с 15-20 шагов, также стреляющий вторым мог потребовать своего противника подойти к барьеру вплотную. Так у него появлялась возможность выстрелить в безоружного противника с минимального расстояния, а стрелялись обычно "до результата" - до смерти одного из дуэлянтов.
"Дуэль с ее строгим ритуалом, представляющая целостное театрализованное действо - жертвоприношение ради чести, обладает жестким сценарием. Как всякий строгий ритуал, она лишает участников индивидуальной воли. Остановить или изменить что-либо в дуэли отдельный участник не властен", - писал Ю.М. Лотман.
Постепенно правила проведения дуэлей стали более упорядоченными. В 1836 году вышел в свет первый дуэльный кодекс графа де Шатовильяра. В 1879 году был издан ставший более популярным дуэльный кодекс графа Верже. В этих двух книгах суммировался весь многовековой опыт поединков в Европе. В России было несколько дуэльных кодексов. Один из самых известных - кодекс графа Василия Дурасова.
Дуэль, как история человеческих отношений иногда чрезвычайно трагических, иногда нелепых и даже смешных, нашла отражение и в литературе XIX-XX вв. У А.С. Пушкина она присутствует в романе "Евгений Онегин", повестях "Капитанская дочка" и "Выстрел". По разным данным в личной жизни поэта было от 25 до 30 вызовов на дуэль. В 22 случаях инициатором вызова был сам Пушкин, из которых состоялось всего четыре поединка, и все, кроме последнего, были бескровными. Его вызывали шесть раз, обстоятельства ещё двух вызовов неизвестны. Совсем незадолго до дуэли в феврале 1836 года Пушкин в письме к князю Репнину написал: "Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставляю моим детям". Практически то же самое он повторил и в ноябре 1836 года, в письме к шефу жандармов графу А. Х. Бенкендорфу, объясняя свое решение вызвать обидчика: "Будучи единственным судьей и хранителем моей чести и чести моей жены и не требуя вследствие этого ни правосудия, ни мщения, я не могу и не хочу представлять кому бы то ни было доказательства того, что утверждаю". Возможно, что стремление Пушкина решить конфликт с Геккернами именно таким образом объяснялось в первую очередь тем, что его имя принадлежит всей стране и должно оставаться незапятнанным везде, где его знают. В поединке у Черной речки он искал победы не столько физической, сколько нравственной. Всё, что оставалось в наследство детям - честь и имя.
Дуэли первой половины XIX века оставили значительный след в отечественной истории. Самые известные из них - поединки Пушкина с Дантесом (1837 год) и Лермонтова с Мартыновым (1841 год), в которых были убиты два величайших русских поэта. Примечательно, что высший свет встал в основном, на сторону их убийц, и они отделались весьма мягким наказанием: Дантеса лишили всех чинов, приобретённого российского дворянского достоинства и выслали из России, а Мартынов отделался тремя месяцами гауптвахты и церковным покаянием. Всё это отчетливо демонстрирует отношение российского общества того времени к дуэльным поединкам.
На выставке "Дуэль как поединок чести" экспонируются живописные, графические работы, а также предметы декоративно-прикладного искусства из фондов Пушкинского Заповедника. Среди авторов - Александр Сергеевич Бакулевский, народный художник Российской Федерации, замечательный советский и российский график, создавший уникальные иллюстрации ко многим произведениям классической художественной литературы. В технике ксилографии выполнены его иллюстрации к повести "Выстрел" и роману в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина. Также в экспозиции выставки присутствуют работы, отображающие тему дуэли в творчестве художников: Б.В. Щербакова (1916-1996), Б.М. Козмина, А.И. Мищенко (1907-1981), М.Л. Шретер, Б.М. Калаушина (1929-1999), В.Д. Сыскова и других.
Т.В. Морозова, специалист отдела экспозиционной и выставочной деятельности Пушкинского Заповедника.
Выставка открыта с 12 декабря 2020 года по 20 апреля 2021 года