НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Дуэль как поединок чести» - выставка в Пушкинском Заповеднике

c 12 декабря 2020 по 20 апреля 2021Псковская область
А.Г. Стройло. Из серии иллюстраций к книге М.И. Семевского ''Прогулка в Тригорское''. 1999. Пистолет
А.С. Бакулевский. Дуэль. Из серии иллюстраций к роману А.С. Пушкина ''Евгений Онегин''. 1988
Ф.Д. Константинов.  Свой пистолет тогда Евгений/ Не преставая наступать,/ Стал первый тихо подымать...''Евгений Онегин''. А. С. Пушкин. Гл.VI, строфа XXX. Иллюстрация. 1950-е
Возвращение А С. Пушкина с дуэли. 1880-е. С рис. П.Ф. Бореля
Б.В. Щербаков. Место дуэли А.С. Пушкина. 1967
В Пушкинском Заповеднике открыта выставка «Дуэль как поединок чести» из фондов музея

Пистолетов пара,/ Две пули - больше ничего -/ Вдруг разрешат судьбу его./ А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава V, Строфа ХLV

Чем дальше век XIX, тем интереснее вникать в подробности жизни той эпохи. Нам любопытно - как жили, одевались, что было модным и приличным; за что можно было потерять своё доброе имя и положение в обществе; как с наименьшим ущербом выйти из затруднительной ситуации, не став предметом насмешек и не уронив своего достоинства; как разрешались споры и зачем вообще были нужны дуэли?

В Википедии понятие дуэль объясняется как "строго регламентированный дуэльным кодексом вооружённый поединок, цель которого - удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоёв и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них. В настоящее время запрещена законодательством подавляющего большинства государств мира".

Ю.М. Лотман в "Беседах о русской культуре" писал: "Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия "честь" в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл, превращаясь в ритуализированное убийство".

Считается, что о чести и бесчестии в современном обществе вспоминают лишь на уроках истории и литературы, в том числе, читая "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина с её эпиграфом "Береги честь смолоду".

Итак, что же такое честь? В словаре Даля дано такое определение: "Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть". Там же приводятся и примеры: "Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже не пришьешь, коли нет. Знал бы ты честь, посовестился бы … Честь моя этим обижена. Поле чести, поле брани, сраженье. Честь моя требует крови…".

Получается, что честь требует крови, а сохранять и защищать её может только дуэль. "Нравственность быстрого реагирования", - так назвал дуэли Д. Шеваров в своей статье "А вы помните эпиграф к "Капитанской дочке"? Что значила для Пушкина пословица "Береги честь смолоду"".

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно. Он мог быть сделан сразу прямо на месте, либо его присылали через секунданта в письменном виде. Больше противники не общались. За них это делали секунданты, которые в первую очередь, должны были изыскать все возможности для примирения сторон и решения конфликта миром. Они же полностью готовили поединок, оговаривая все детали, и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Традиция разрешения конфликтов этического и нравственного характера путём дуэлей пришла в Россию из Европы в XVIII веке вместе с иностранными офицерами, поступившими на русскую службу, и просуществовала вплоть до октябрьской революции 1917 года.

Русское законодательство, начиная с Петровских времён, запрещало дуэли и рассматривало их как преступления против государственных интересов, карая смертной казнью. Правительство всеми силами и средствами боролось с ними, беспощадно наказывая и правых, и виноватых. Но это не помогало: общественное мнение было целиком и полностью на стороне дворянства, считавшего дуэли своей законной привилегией, и даже суды нередко были на стороне бретеров - так называли "профессиональных" дуэлянтов, готовых драться по любому, даже очень незначительному, поводу.

Постепенно дуэли стали настолько популярны, что на них дрались все: дворяне, мещане, солдаты, студенты, женщины и даже венценосные особы. Император Павел I вообще предлагал отменить все войны и решать конфликты между государствами путем поединков между их правителями. Эта довольно дерзкая идея отклика не получила.

Дуэли в России иностранцы часто называли "узаконенным убийством", отмечая их особенную, крайнюю жестокость. Если европейцы обычно стрелялись с дистанции 25-30 шагов, то в России - с 15-20 шагов, также стреляющий вторым мог потребовать своего противника подойти к барьеру вплотную. Так у него появлялась возможность выстрелить в безоружного противника с минимального расстояния, а стрелялись обычно "до результата" - до смерти одного из дуэлянтов.

"Дуэль с ее строгим ритуалом, представляющая целостное театрализованное действо - жертвоприношение ради чести, обладает жестким сценарием. Как всякий строгий ритуал, она лишает участников индивидуальной воли. Остановить или изменить что-либо в дуэли отдельный участник не властен", - писал Ю.М. Лотман.

Постепенно правила проведения дуэлей стали более упорядоченными. В 1836 году вышел в свет первый дуэльный кодекс графа де Шатовильяра. В 1879 году был издан ставший более популярным дуэльный кодекс графа Верже. В этих двух книгах суммировался весь многовековой опыт поединков в Европе. В России было несколько дуэльных кодексов. Один из самых известных - кодекс графа Василия Дурасова.

Дуэль, как история человеческих отношений иногда чрезвычайно трагических, иногда нелепых и даже смешных, нашла отражение и в литературе XIX-XX вв. У А.С. Пушкина она присутствует в романе "Евгений Онегин", повестях "Капитанская дочка" и "Выстрел". По разным данным в личной жизни поэта было от 25 до 30 вызовов на дуэль. В 22 случаях инициатором вызова был сам Пушкин, из которых состоялось всего четыре поединка, и все, кроме последнего, были бескровными. Его вызывали шесть раз, обстоятельства ещё двух вызовов неизвестны. Совсем незадолго до дуэли в феврале 1836 года Пушкин в письме к князю Репнину написал: "Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставляю моим детям". Практически то же самое он повторил и в ноябре 1836 года, в письме к шефу жандармов графу А. Х. Бенкендорфу, объясняя свое решение вызвать обидчика: "Будучи единственным судьей и хранителем моей чести и чести моей жены и не требуя вследствие этого ни правосудия, ни мщения, я не могу и не хочу представлять кому бы то ни было доказательства того, что утверждаю". Возможно, что стремление Пушкина решить конфликт с Геккернами именно таким образом объяснялось в первую очередь тем, что его имя принадлежит всей стране и должно оставаться незапятнанным везде, где его знают. В поединке у Черной речки он искал победы не столько физической, сколько нравственной. Всё, что оставалось в наследство детям - честь и имя.

Дуэли первой половины XIX века оставили значительный след в отечественной истории. Самые известные из них - поединки Пушкина с Дантесом (1837 год) и Лермонтова с Мартыновым (1841 год), в которых были убиты два величайших русских поэта. Примечательно, что высший свет встал в основном, на сторону их убийц, и они отделались весьма мягким наказанием: Дантеса лишили всех чинов, приобретённого российского дворянского достоинства и выслали из России, а Мартынов отделался тремя месяцами гауптвахты и церковным покаянием. Всё это отчетливо демонстрирует отношение российского общества того времени к дуэльным поединкам.

На выставке "Дуэль как поединок чести" экспонируются живописные, графические работы, а также предметы декоративно-прикладного искусства из фондов Пушкинского Заповедника. Среди авторов - Александр Сергеевич Бакулевский, народный художник Российской Федерации, замечательный советский и российский график, создавший уникальные иллюстрации ко многим произведениям классической художественной литературы. В технике ксилографии выполнены его иллюстрации к повести "Выстрел" и роману в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина. Также в экспозиции выставки присутствуют работы, отображающие тему дуэли в творчестве художников: Б.В. Щербакова (1916-1996), Б.М. Козмина, А.И. Мищенко (1907-1981), М.Л. Шретер, Б.М. Калаушина (1929-1999), В.Д. Сыскова и других.

Т.В. Морозова, специалист отдела экспозиционной и выставочной деятельности Пушкинского Заповедника.

Выставка открыта с 12 декабря 2020 года по 20 апреля 2021 года

www.museum.ru/N76606
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
сайт:pushkinland.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.01.2021  x    ?  


Акция «Бесплатные экскурсии по ВДНХ» продлена

Выставка графики и живописи Екатерины Серебряковой «Чувства»

Покровскому собору 460

Сергей Баранов. Котлован. По повести Андрея Платонова

Презентация книги «Узелки блокадной памяти» в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда

Выставка "Передвижники" в Ржевском выставочном зале

Постеры из коллекции Пушкинского музея на выставке в Московском метрополитене

Выставка Анастасии Кузнецовой-Руф "Так никто не делает" в галерее Файн Арт

Конференция «Музеи в пространстве культуры: вызовы времени и новые решения» в Екатеринбурге

Выставка «Охота пуще неволи»

Ленинградский Рок-клуб в фотографиях. К 40-летнему юбилею

Выставка «Новые идеи для города: вода в городе»

I триеннале декоративного искусства в Пензе

Владимир Трещёв. Посвящение городу

Выставка Ирины Левашевой «О путешествиях японской тушью»

Бесценное сокровище Уэлена

"Нет праведника без почитания книжного". Выставка рукописных книг Русского Севера XVI–XX веков

Юрий Гусев. Мста

Выставка «Светопись. Фототеатр Марины Свининой»

Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки

Выставка «Коллекция Валериана Вадимовича Величко»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru