15 сентября 2020 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Lk 15, 11 – 32. Рембрандт. Посвящение. Александр Сокуров».
Знаменитый режиссер Александр Сокуров создал мультимедийную инсталляцию, вдохновившись эрмитажной картиной «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Проект «Lk 15, 11 – 32» сочетает в себе видео-произведения, скульптуру, живопись и музыку.
Выставка в Эрмитаже основывается на художественной концепции экспозиции, представленной в Павильоне России на 58-й Венецианской биеннале современного искусства в 2019 году. При этом экспозиция в Белом зале станет расширенной и видоизмененной версией венецианского проекта.
Притча об отцовской любви и всепрощении, рассказанная евангелистом Лукой, на протяжении веков вдохновляла художников. А.Н. Сокуров в свою очередь раскрывает библейскую историю о блудном сыне с самых разных, порой неожиданных сторон: «Я вижу здесь сюжет жизни. Говорю сейчас не о размышлениях исследователей, их расшифровках. Меня интересуют просто старый человек и вернувшийся к нему сын, совсем другой человек. Почему сегодня надо об этом думать? Это кажется мне очень важным. Мы все окружены расставаниями, разлуками, смертями».
«Сегодня "Возвращение блудного сына", безусловно, главная картина Эрмитажа. Когда-то, в советские годы, самой главной была "Мадонна Литта", символ чистоты и красоты, – говорит Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа и куратор выставки. – "Блудный сын" – сильнейшая картина, где мощь живописная переплетена с мощью парадоксальности и диалектичности знаменитой притчи. Она задает множество вопросов, на которые нет и не может быть ответа. С помощью удивительной инсталляции художник позволяет нам поискать эти невозможные ответы, заглянув в лицо сына, посмотрев все в зеркальном отражении, прикоснувшись к вышедшему из рамок картины человеку, к его одежде. Фантастический клубок смыслов и переживаний выводит "Блудного сына" далеко за пределы просто великой живописи. Это и пытается передать прием сочетания киномонтажа, театральных декораций, противопоставления осязаемого неосязаемому. Музей превращается в великого учителя, переворачивающего душу. "Блудный сын" изменил немало судеб».
Внутри инсталляции зритель встретится со скульптурными воплощениями отца и сына, словно вышедшими из картины Рембрандта, перенесется в мастерскую великого голландского художника и увидит авторские видео-произведения, созданные под руководством А.Н. Сокурова. Переосмысляя всем известный сюжет, режиссер создает особое пространство, позволяющее каждому человеку обнаружить новые для себя аспекты этой истории.
Автор проекта – Александр Сокуров;
Кураторы – Михаил Пиотровский, Марина Шульц;
Скульпторы – Владимир Бродарский, Екатерина Пильникова;
Главный художник экспозиции – Елена Жукова;
Автор современного эскиза картины «Возвращение блудного сына» – Алексей Перепелкин;
Композитор – Андрей Сигле;
Режиссер монтажа – Александр Золотухин;
Видеоинженер, дизайнер – Сергей Рылко;
Инженер-конструктор – Дмитрий Петренко.
Техническое сопровождение – некоммерческий фонд поддержки кинематографа «Пример интонации (фонд Александра Сокурова)» (Санкт-Петербург); Киновидеостудия «Берег» (Санкт-Петербург).