19 августа в здании Новой Третьяковки открывается выставка «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан».
Государственная Третьяковская галерея представляет выставку произведений из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, которая организована в рамках юбилейных торжеств, посвященных 100-летию образования республики. Музей обладает уникальным собранием произведений русского авангарда, соизмеримым с коллекцией Третьяковской галереи. На выставке "Шедевры из Казани…" московская публика и гости столицы получают редкую возможность познакомиться с выдающимися произведениями художников Серебряного века и русского авангарда.
Третьяковскую галерею и ГМИИ Республики Татарстан связывают длительные отношения. Крупный показ коллекции музея был проведен в Третьяковской галерее 15 лет назад в рамках федерального выставочного проекта "Золотая карта России". В 2017 году Третьяковская галерея провела совместную с этим музеем выставку "Гений века" в пространстве Казанского Кремля. А в 2018 году показала там выставку "Передвижники: 1871-1902…" из собрания Третьяковской галереи.
Живописные полотна, экспонирующиеся на настоящей выставке, иллюстрируют краткую историю русского искусства в один из самых интересных его периодов, раскрывают новые грани в творчестве художников, представленных в постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу. Широкая палитра жанров, полифоническое звучание индивидуальных авторских манер, колористическое разнообразие живописных полотен создают особую атмосферу многоголосья стилей, характерного для рубежа столетий.
Особое внимание широкой публики и специалистов привлекут редко встречающиеся в российских музейных собраниях произведения таких малоизвестных живописцев, как М.В. Ле-Дантю, В.А. Гальвич, Б.А. Такке, М.М. Нахман.
Выставка расположилась в первых двух залах Новой Третьяковки и предваряет разделы постоянной экспозиции искусства ХХ века. В первом зале собраны картины художников, входивших в объединения "Мир искусства", "Голубая роза", "Союз русских художников". Открывает экспозицию картина Н.К. Рериха "Мехески - лунный народ", в которой отражено предание о древнем тибетском племени, некогда спустившемся с Луны и молящем о возвращении. Мистицизм, которым насыщено произведение, был свойствен и работам других художников-символистов - К.Ф. Богаевского, Н.Д. Милиоти, П.С. Уткина, Н.Н. Сапунова, В.А. Гальвича. С другой страницей в развитии отечественного искусства начала ХХ века знакомят произведения Д.Д. Бурлюка и М.Ф. Ларионова, И.Э. Грабаря и Р.Р. Фалька, которые отдали дань увлечению импрессионизмом.
В.В. Кандинский, один из основоположников абстракционизма, в 1913 году создал блестящую "Импровизацию № 34". По мысли художника, формообразующим началом в абстрактной живописи становится некий импульс, "из которого рождается картина, позволяющая духовным взором проникнуть в глубину мироздания". Смысл абстрактной живописи заключался в выразительности линии и цветового пятна, не отягощенной прямой связью с предметным миром.
Произведения представителей художественного сообщества "Бубновый валет", размещенные во втором зале, составляют основную часть выставки. Для художников этой группы характерно упоение "плотью" и звучной красочностью окружающего мира. Излюбленным жанром для П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.В. Куприна на протяжении многих лет оставался натюрморт. Расписные подносы, пузатые чайники, яркие набойки с цветочными мотивами вписывались ими в "сезанновскую" систему координат. В трудный период революционного лихолетья А.В. Куприн работал над серией изображений искусственных цветов, словно "взращивая" в себе радость жизни. "Трактирная посуда" В.В. Рождественского олицетворяет новаторские устремления бубнововалетовцев.
Работа А.М. Родченко "Девушка с цветком" создана в манере кубофутуризма. Она была написана после окончания учебы у Н.И. Фешина в Казанской художественной школе. Достижение динамического равновесия объемов при одновременном разложении фигуры на формирующие ее плоскости было основной задачей, которую решал молодой художник. Позже, переехав в Москву и пережив увлечение геометрической абстракцией, Родченко вошел в историю советского искусства как дизайнерконструктивист и фотограф.
Кубистический пейзаж ныне забытого художника Б.А. Такке был представлен на выставке "Бубновый валет" в 1910 году. "Колючие и геометрически-угловатые композиции" автора впечатлили М.А. Волошина, и он упомянул их в рецензии, опубликованной в журнале "Аполлон". Поскольку большинство ранних работ Такке сжег в начале 1930-х годов, они очень редко встречаются в музейных и частных собраниях.
Одним из лучших в раннем творчестве Р.Р. Фалька стал портрет его первой жены, Е.С. Потехиной ("Лиза на солнце"), который раскрыл колористическое дарование автора. К более позднему, кубистическому периоду творчества художника относится "Женский портрет". На нем живописец изобразил няню своего сына Валерия, впоследствии ставшего художником. Утонченная игра контрастов - красно- фиолетовых, черных и белых пятен - помогает создать тревожный образ молодой женщины, как бы сплавленный из вибрирующих плоскостей и цветовых оттенков.
Выставка "Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского" органично предваряет экспозицию Третьяковской галереи на Крымском Валу и расширяет представленную в ней панораму искусства ХХ века.
Представленные художники: Николай Рерих, Александр Головин, Константин Богаевский, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Илья Машков, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Аристарх Лентулов, Василий Кандинский, Михаил Ле-Дантю, Вениамин Гальвич, Борис Такке, Магда Нахман.
Куратор: Надежда Мусянкова.
Состав выставки: 42 произведения живописи.
Выставка открыта с 19 августа по 1 ноября 2020 г.
Москва, Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 1- 2