НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Ненавсегда. 1968-1985» в Новой Третьяковке

c 7 июля по 11 октября 2020Москва
В.Д. Пивоваров. Московская вечеринка. 1971. Государственная Третьяковская галерея
НЕНАВСЕГДА. 1968-1985

Выставка открыта с 7 июля по 11 октября 2020 года

Новая Третьяковка (Москва, Крымский Вал, 10), залы 60-62

Состав выставки: около 450 экспонатов - живопись, скульптура, графика, объект, мозаика, плакат, а также фрагменты фильмов, документация перформансов, архивные материалы

Собрания: 34 российских музейных и частных собраний

Кураторы: Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева, Анастасия Курляндцева

"НЕНАВСЕГДА. 1968-1985" - это масштабная выставка-исследование, которая задумана как вторая часть трилогии, посвященной послевоенному советскому искусству и включающей в себя выставки о трех исторических периодах - оттепели, застое и перестройке. Но если в "Оттепели" (2017) основное внимание кураторов было уделено стилевым тенденциям и общим идеям эпохи, то "НЕНАВСЕГДА…" ставит целью проанализировать индивидуальное и массовое сознание этого времени на материале художественных произведений. Это первая попытка подобного анализа в отечественной музейной практике. Также впервые советское искусство конца 1960-х - середины 1980-х годов рассматривается в контексте мировой проблематики постмодернизма.

Выставка посвящена периоду советской истории, который со времен перестройки стали обозначать как эпоху застоя, что подразумевало в первую очередь фактор стагнации в экономике и политической жизни. Но это определение может показаться некорректным, если говорить о культуре того времени, чрезвычайно насыщенной интеллектуальными спорами, поисками и открытиями. Именно в этот период формируется школа московского концептуализма, Андрей Тарковский и Юрий Норштейн снимают свои классические фильмы, Альфред Шнитке формулирует принцип музыкальной полистилистики, а Дмитрий Александрович Пригов и Владимир Сорокин создают первые образцы постмодернистской литературы на русском языке. Можно долго спорить о том, благодаря или вопреки каким обстоятельствам появились все упомянутые произведения, но в любом случае на их создание повлияла совокупность многих факторов.

Если в эпоху оттепели авторы в своих произведениях зачастую проявляли эмоциональную вовлеченность, то в эпоху застоя в работах начали преобладать отстраненность и критический анализ. Основным модусом бытия стала двойная жизнь как способ сохранить себя в условиях советской реальности. Следует отметить, что, несмотря на политическую несвободу, советские граждане в этот период имели гораздо больше свободного времени, которое они заполняли досугом самого разного характера - от кухонных застолий с разговорами до эзотерических поисков и создания новых художественных практик.

В рамках данного выставочного проекта предпринята попытка интерпретировать искусство эпохи застоя в контексте мировой проблематики постмодернизма. Несмотря на относительную изоляцию, в позднем СССР осуществлялся переход от индустриальной культуры к информационной, и советские художники столкнулись с проблемами поисков идентичности, смешения языков, взаимодействия локальных и глобальных контекстов. Советская культура приняла вызов постмодерна, но не смогла выдержать его напора в условиях закрытого общества и старых управленческих механизмов.

Экспозиция построена по принципу демонстрации действия и противодействия, где действием становится общая идеологическая риторика, а противодействием - различные модели бегства от реальности. Выставка включает в себя восемь разделов, в которых раскрываются ключевые темы эпохи: "Ритуал и власть", "Соц-арт", "Религиозный мистицизм", "Деревня", "Детство", "Сообщества", "История и остановленное время", "Исчезновение". В выбранных темах феномены официального искусства соотносятся с феноменами андеграунда и альтернативной культуры по принципу кривых зеркал. В каждом разделе собраны варианты эскапизма, способы обмануть время, чтобы выйти за пределы советской реальности и еще даль еще дальше - за пределы реальности как таковой. Первый раздел выставки, "Ритуал и власть", погружает в идеологический контекст, в котором существовал человек эпохи застоя. Здесь собраны образцы монументальной пропаганды, а также произведения, отражающие состояние холодной войны. Раздел "Соц-арт" представляет ситуацию, когда способом переживания и переосмысления реальности становились ее ироничное переигрывание и попытка посмотреть на происходящее одновременно изнутри и со стороны.

В следующем разделе рассматривается феномен собирательного определения "религиозная мистика", которое утвердилось по отношению к творчеству писателей и художников, увлекавшихся различными духовными практиками. Зачастую это были индивидуальные практики с импровизированными ритуалами в отрыве от традиционных церковных институтов. В разделе "Деревня" представлены варианты интерпретации деревенской темы - от трагедии человека, оторванного от земли, до лубочной идеализированной утопии. В эпоху застоя города притягивали все больше и больше молодых людей, а индустриальная культура заменяла собой традиционную аграрную. В то же время в деревню устремились интеллектуалы - писатели и художники - в поисках духовного ресурса и идентичности, которые обострились в позднесоветский период.

Еще один раздел выставки - "Детство". В эпоху застоя ребенок становится своего рода идеалом нового человека. Особую популярность приобретают жанр подросткового кино и тема первой любви. В изобразительном искусстве художники отказываются от дидактического пафоса и показывают своих героев в моменты познания мира, игры, досуга на природе, вкладывая в них и ноту ностальгии по собственному детству как периоду надежд и боль их возможностей. Таким образом, тема детства сопрягается с темой утраты и ностальгии.

В 1970-е годы начался распад больших общностей на малые группы по интересам. Тема сообществ постоянная в картинах семидесятников, которые изображают тесные компании друзей во время совместного проведения досуга, и неважно, что они делают, - важно, что они это делают вместе. для неофициального советского искусства закрытые сообщества становятся основным условием его существования, независимого от официальной художественной сцены.

В разделе "История и остановленное время" анализируется еще один феномен эпохи - массовый интерес к истории в 1970 - 1980-е годы. В это время получают распространение исторические романы, костюмированные драмы по мотивам классических произведений, а в живописи - множественные цитаты из шедевров разных эпох. В каком-то смысле бегство в прошлое было обусловлено потерей связей с настоящим и отсутствием картины будущего. Ретроспективизм становится одним из самых распространенных направлений в искусстве эпохи застоя, а крайней степенью эскапизма как бегства от реальности - исчезновение. Эта тема связана с ощущением потерянности, раздвоенности, попыткой найти убежище или спрятаться. В искусстве застоя возникает ключевой мотив - пустота.

К выставке издан каталог, который для удобства посетителей заранее выложен в онлайн-продажу. Каталог содержит статьи ведущих критиков и искусствоведов, культурологов разных поколений, которые разносторонне проанализировали эпоху застоя.

В рамках проекта подготовлена обширная культурно-образовательная программа. Она включает Zoom-дискуссии, начавшиеся в мае 2020 года, лекции, кинопоказы. Спецпроект публикуется на образовательном портале Третьяковской галереи "Лаврус".

Выставку «НЕНАВСЕГДА …» сопровождает экспериментальная рекламная кампания, которая опирается на образы трех действующих лиц — собирательных героев эпохи. Это три узнаваемых персонажа времени, а их образы навеяны культовыми фильмами того периода: мужчина среднего возраста — госслужащий; молодой человек — инженер-конструктор или архитектор; девушка, готовящаяся к поступлению в аспирантуру и обладающая непостижимым талантом советских женщин выглядеть модно и привлекательно в условиях тотального дефицита. У каждого из них своя история, которая предстает на отдельных афишах и в коротких роликах, а вместе они встречаются в главном игровом ролике, специально созданном для нашей выставки.

Выставка проходит в рамках Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес".

www.museum.ru/N75727
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.01.2021  x    ?  


Акция «Бесплатные экскурсии по ВДНХ» продлена

Выставка графики и живописи Екатерины Серебряковой «Чувства»

Покровскому собору 460

Сергей Баранов. Котлован. По повести Андрея Платонова

Презентация книги «Узелки блокадной памяти» в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда

Выставка "Передвижники" в Ржевском выставочном зале

Постеры из коллекции Пушкинского музея на выставке в Московском метрополитене

Выставка Анастасии Кузнецовой-Руф "Так никто не делает" в галерее Файн Арт

Конференция «Музеи в пространстве культуры: вызовы времени и новые решения» в Екатеринбурге

Выставка «Охота пуще неволи»

Ленинградский Рок-клуб в фотографиях. К 40-летнему юбилею

Выставка «Новые идеи для города: вода в городе»

I триеннале декоративного искусства в Пензе

Владимир Трещёв. Посвящение городу

Выставка Ирины Левашевой «О путешествиях японской тушью»

Бесценное сокровище Уэлена

"Нет праведника без почитания книжного". Выставка рукописных книг Русского Севера XVI–XX веков

Юрий Гусев. Мста

Выставка «Светопись. Фототеатр Марины Свининой»

Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки

Выставка «Коллекция Валериана Вадимовича Величко»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru