Государственный художественный музей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ведет активное сотрудничество с ведущими музеями России, российскими и зарубежными издательствами с целью популяризации коллекции русского искусства, хранящейся в г. Ханты-Мансийске, и включению его в общемировое культурное пространство.
В начале этого года в музей поступил объемный двуязычный альбом «Манизер. Династия художников», изданный в 2019 году Международным союзом немецкой культуры при поддержке посольства Федеративной Республики Германия. Государственный художественный музей принял участие в данном издании публикацией произведения Генриха Манизера «Христос и Иуда», 1913 г.
Генрих Матвеевич Манизер (1848–1925), известный русский художник и родоначальник творческой династии родился в г. Мемель (Пруссия), закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Василий Перов, Аполлон Мокрицкий и Евграф Сорокин. В период учебы его живопись и рисунок неоднократно отмечались серебряными и золотыми медалями. По окончании училища Генрих Манизер поступил в Императорскую Академию художеств, которую закончил с присвоением малой золотой медали. Еще студентом участвовал в росписи Храма Христа Спасителя в Москве. С начала 1880-х годов и до 1917 года преподавал живопись и рисунок в Центральном училище технического рисования, основанном бароном А. Л. Штиглицем. За прямоту и строгость его любили и уважали ученики. Очень требовательным был художник и к себе, виртуозно владея живописной и акварельной техниками, не любил шик и ловкачество в искусстве.
К темам евангельского цикла художник обращался неоднократно. Произведение «Христос и Иуда», созданное художником в 1913 году, не иллюстрирует конкретный текст четвероевангелия, но соотносит человека с важными вопросами совести и предопределения. Глубокий психологический образ Христа, наклонившего голову над усталым, забывшимся сном человеком, стоит в ряду лучших трактовок в русском искусстве. Лежащего человека условно принято считать Иудой, хотя сам автор не оставил на холсте названия картины. Это может быть и измученный апостол Петр, на что указывает пурпурный плащ-гиматий поверх белой туники, ведь это облачение первого епископа христианской церкви.
В настоящее время картина экспонируется в залах Государственного художественного музея. Приглашаем всех любителей искусства на встречу с шедевром!
Надежда Сухорукова, главный хранитель музейных предметов