С 16 по 20 октября 2019 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств в четвертый раз проходят Дни Эрмитажа, одним из важнейших событий которых стало открытие
выставки картины «Сборщики податей» Маринуса ван Роймерсвале после недавно завершившейся реставрации. Это произведение поступило в Эрмитаж в составе знаменитой английской коллекции сэра Роберта Уолпола в конце XVIII века. Однако принадлежность к этой коллекции была установлена относительно недавно. При поступлении в Эрмитаж картина считалась произведением Квентина Массейса, затем его мастерской, а в XX веке ее автором стали считать Маринуса ван Роймерсвале (ок. 1490 – ок. 1567). Существует большое количество повторений этого сюжета. Видимо спрос на подобную композицию был значительным - и сам художник, и его ученики в мастерской неоднократно ее повторяли, варианты картины есть в собраниях Парижа, Лондона, Мадрида, Варшавы.
Считается, что первым к теме изображения сборщиков податей обратился Ян ван Эйк, а затем Квентин Массейс. Однако произведение Яна ван Эйка неизвестно. Сборщики податей или Мытари Роймерсвале восходят к картине Массейса, но трактовка образов решается с бoльшим сатирическим содержанием.
Записи в книге и различные бумаги на заднем плане расшифровываются, как записи о поступлении налоговых платежей, тщательно прописанные монеты позволяют определить многие из них. Особый интерес вызывают головные уборы сборщиков податей. Для времени Роймерсвале они анахроничны, поэтому существует несколько предположений о их происхождении на картине – или это была своеобразная униформа, сохранявшаяся в костюме из более раннего времени, или, что возможно, деталь костюма скопирована из картины Яна ван Эйка, для времени которого такого типа головные уборы были вполне обычны.
За долгую жизнь в музее картина перенесла различные реставрационные вмешательства – это и перевод с деревянной основы на холст (в 1841 году Ф. Рыбиным) и несколько реставраций. Одна из них проводилась сразу после возвращения из Свердловска, где находились эвакуированные из Эрмитажа шедевры. Судя по всему, пока картина находилась в ящике, на него протекла вода, и протечку заметили уже только после возвращения в Ленинград. Длительное пребывание в непросушенном состоянии плохо сказалось на состоянии красочного слоя и лака. Несмотря на реставрацию 1940-х годов следы протечки оставались видны до последнего времени.
«Сборщики податей» Роймерсвале представлено в Екатеринбургском музее изобразительных искусств впервые после завершившейся в 2019 году реставрации, в ходе которой были удалены темный пожелтевший лак, поздние записи авторского слоя живописи, восстановить цвет на участках, пострадавших от протечки. Реставрация показала высочайшее качество живописи эрмитажной картины.
Традиционно результаты реставрационных работ и научных исследований Эрмитаж представляет в своих залах, но для Екатеринбургского музея изобразительных искусств сделано исключение. Символично, что отреставрированное произведение впервые увидят в городе, сохранившем его и другие шедевры Эрмитажа в годы Великой Отечественной войны.
Куратор выставки – Николай Леонидович Зыков, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Реставрация картины осуществлена Валерием Юрьевичем Бровкиным, художником-реставратором Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.
Выставка будет открыта в Екатеринбургском музее изобразительных искусств до 12 января 2020 г.