НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Библия Пискатора" в Третьяковской галерее

c 26 июня по 6 октябряМосква
Христос и самарянка. Ханс Колларта I по рисунку Амброзиуса Франкена I. Библия Пискатора. 1643. Амстердам. Христос и самарянка. Середина XVIII века. Москва. Государственная Третьяковская галерея
БИБЛИЯ ПИСКАТОРА - настольная книга русских иконописцев

Выставка открыта с 26 июня по 6 октября 2019

Состав выставки: 142 предмета - произведения иконописи, декоративно-прикладного искусства, гравюры, книги.

Кураторы выставки: Елена Буренкова, Галина Сидоренко

Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, Российская государственная библиотека, Музей русской иконы.

Третьяковская галерея в последние годы расширяет сферы своих интересов в области истории русского искусства, исследуя явления, которые еще недавно были вне фокуса внимания академической науки. Наряду с исследованиями шедевров иконописи мирового значения, находящихся в собрании Третьяковской галереи, публикацией популярных и научных изданий о них, предметом изучения сотрудников отдела древнерусского искусства теперь также стали иконопись и русское религиозное искусство в целом в переходный период от Средневековья к Новому времени и эпохи Нового времени до начала XX столетия. Более того, музей ставит перед собой задачу по пополнению фондов лучшими образцами произведений искусства Синодального периода в истории церкви, выполненных в разных стилях - барокко, рококо, классицизм, ампир, вплоть до модерна.

Настоящая выставка представляет репрезентативный ряд произведений разных видов и демонстрирует - интереснейшие творческие контакты России и Западной Европы в эпоху Позднего Средневековья, влияние западноевропейских гравированных изданий на творчество русских мастеров, начиная со второй половины XVII века.

Именно с этого времени в России получили широкое распространение издававшиеся в Западной Европе гравированные Библии, особенно голландские. Подобные издания относятся к типу увражей - альбомов, состоявших только из гравюр с краткими подписями. Эти книги пользовались популярностью прежде всего потому, что наряду с хорошо известными сюжетами Священного Писания они содержали и более редкие, не имевшие в русском искусстве устойчивой иконографической традиции. Многие изображения послужили образцами при создании храмовых росписей и иконостасов.

На выставке основной блок экспонатов составляют произведения иконописи - 57 предметов. Гравюры, а также образцы декоративно-прикладного искусства - изделия из дерева, металла, кости, керамики - дополняют и расширяют представление о масштабах влияния западноевропейских оригиналов на русское искусство. В экспозиции выделено несколько тематических разделов. Первый из них - вводный. Он посвящен времени появления в России гравированных изданий, времени установления плодотворных дипломатических и торговых отношений с Голландией. В этом разделе представлены иллюстрированные книги первых посетивших Московию голландских путешественников, а также портреты ведущих художников и граверов, чьи работы вошли в состав увражей.

Во втором разделе представлен самый популярный среди русских иконописцев увраж XVII века - Библия Пискатора. Книга впервые издана в Амстердаме в 1639 году в типографии Класа Янсзоона Висхера, имя которого в России известно в латинском переводе, указанном на титульных листах - Николас Иоаннис Пискатор, что, как и Висхер на голландском, означает "рыбак". Эта книга уникальна по своему влиянию на изобразительное искусство самых разных стран. Печатное издание формировало как русскую культуру конца XVII века (декоративно-прикладное искусство, фреску, иконы), так и европейское искусство. В настоящее время известны примеры обращения художников Англии, Германии, Чехии, даже Китая к гравюрам Библии Пискатора как образцам.

Поводом для организации настоящей выставки стала подготовка к изданию научного каталога с полистным описанием экземпляра Библии Пискатора, хранящегося в фонде редких книг научной библиотеки музея. Она поступила в Третьяковскую галерею из собрания И.С. Остроухова. В государственных библиотеках и в частных собраниях России чаще всего встречаются издания Библии Пискатора 1650, 1674 годов. Увраж Третьяковской галереи - один из немногих известных в нашей стране наиболее полных экземпляров второго издания 1643 года. Интересно, что отечественные мастера творчески подходили к использованию европейских образцов: они либо заимствовали отдельные мотивы и детали, например, в иконах "Богоматерь Всех скорбящих радость", "Воскресение - Сошествие во ад", либо целиком воспроизводили композицию гравюры.

Крупный раздел выставки посвящен теме Страстей Христовых. Страстные гравированные циклы в привозных Библиях были самыми подробными и иллюстрировали евангельские события от "Тайной вечери" до "Воскресения - Сошествия во ад". В залах представлены как отдельные предметы с изображением страстных сюжетов, так и страстные чины из иконостасов московских церквей Введения во храм в Барашах, Святого Григория Неокесарийского на Полянке, а также работы первых русских граверов - Леонтия Бунина и Алексея Зубова.

Основная тема следующего раздела - ветхозаветные и притчевые сюжеты, крайне редко встречавшиеся в древнерусском искусстве. Западноевропейские Библии, содержащие подробные циклы гравюр на эти темы, послужили русским мастерам источниками новых иконографий.

В заключительном разделе выставки экспонируются западноевропейские издания Священного Писания, известные в истории искусства по именам их издателей и составителей - Библия Маттеуса Мериана, Библия Петера Схюта, Евангелие Иеронима Наталиса. Как и Библия Пискатора, эти книги оказали на русское искусство Позднего Средневековья значительное влияние. Используя меткое выражение И.Э. Грабаря, их также можно назвать "настольными книгами русских иконописцев". За полвека с начала бытования западноевропейских увражей в России отечественные мастера прошли большой путь изучения и освоения новой художественной манеры. В конце XVII века русские живописцы уже умели свободно передавать глубину пространства, сложность ракурсов, разнообразие фактур. Все это способствовало более органичному вхождению русской культуры в эпоху Нового времени.

Настоящий проект помимо выставки и издания альбома к ней, включает издание научного каталога с полистным описанием экземпляра Библии Пискатора 1643 года из собрания Третьяковской галереи, а также проведение международной научной конференции.

Адрес: Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 49-54

www.museum.ru/N73219
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.11.2019  x    ?  


Великие открытия и великие ошибки Жоржа Кювье

Первая выставка из серии «Механический балет. Видеоискусство в Музее Людвига в Русском музее»

Пушкинский музей подписал соглашения о сотрудничестве с главами регионов

Петербургский культурный форум: дискуссия о целевых капиталах российских музеев

Выставка «Блистательная Маргиана» в Государственном музее Востока

Чрезвычайный Посланник Посольства Японии в Саратовском областном музее краеведения

Русский музей на Международном культурном форуме

72 оборота вокруг единственного и неповторимого

Выставка работ Николая Давыдова «Россия! Сердцу милый край…»

X Международная научная конференция «Михаил Булгаков в потоке российской истории»

Выставка «М.А. Булгаков: возвращение к читателю» в Библиотеке-медиацентре № 67

"Афганский тайфун" в музее танка Т-34

Фестиваль поэзии в «Шолохов-Центре»

Выставка «Советские военнопленные в Норвегии» в Калининградском историко-художественном музее

Николай Рыбаков. Енисейские маршруты

Выставка керамики Валентины Кузнецовой

"Человек лично весьма порядочный". Портрет Николая Петровича Оленина

Выставка произведений Петра Козорезенко

Тамара Грицюк. Живопись

"Удаление". Выставка Дениса Мустафина

Выставка «Край, где смыкаются небо с землей…»

Портреты португальской королевской семьи для Чесменского дворца в Государственном Эрмитаже

В Мурманском художественном музее познакомят с искусством графики

Территория ремёсел

Грани истоков

Фотовыставка "Цвет времени" в музее Н.А. Римского-Корсакова

Персональная выставка Бориса Мессерера в Доме-музее А.Н. Островского

Выставка Андрея Баландина "Никиткины сны" в Художественном музее Эрнста Неизвестного

Геймран Баймуханов. Живопись

Выставка "Дмитрий Донской. Государь. Воин. Защитник веры" в Государственном историческом музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru