Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Шереметевский дворец - Музей музыки
Выставка "Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма"
Масштабная выставка Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства "Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма" впервые демонстрирует в залах Шереметевского дворца раритеты, относящиеся к этому яркому и трагическому течению в искусстве XX века. В названии выставки - напоминание о знаменитом спектакле Всеволода Мейерхольда (1923), поставленном по одноименной пьесе Сергея Третьякова - переделке экспрессионистской драмы Марселя Мартине "Ночь".
Проект "Земля дыбом" прослеживает пути театрального экспрессионизма в России и, в частности, в Петрограде-Ленинграде от зарождения до исчезновения этого направления в середине 1930-х годов. Явление, которое мы называем экспрессионизмом, охватывает произведения по признакам не столько формальным, сколько эмоциональным: экспрессионизм - это взрывы эмоций, страстей. Создатели экспрессионистских спектаклей сознательно деформировали реальность для максимально острого выражения душевной жизни героев.
Первые стилеобразующие признаки экспрессионизма обнаруживаются еще в недрах символизма и футуризма, в постановках "Саломеи" Оскара Уайльда, "Анатемы" и "Жизни человека" Леонида Андреева, "Победы над солнцем" и "Владимира Маяковского".
Появление термина "экспрессионизм" в самом начале 1910-х годов связано с Германией, Австрией и скандинавскими странами. Традиционно это направление считалось явлением немецкой культуры и о русском экспрессионизме говорится гораздо реже. Однако в России экспрессионизм проявился в литературе, изобразительном искусстве, в театре, музыке и кино. Основная тема экспрессионизма - боль и страх человека в агрессивном, враждебном мире - конечно, была связана с предчувствием Первой Мировой войны, а в России усилена катастрофами 1917 года и Гражданской войны.
После колоссальных тектонических сдвигов революционного 1917 года спектакли петроградских и московских театров отразили тот новый жизненный опыт, который коснулся каждого жителя страны. Многие театры обращаются к пьесам европейских экспрессионистов Георга Кайзера, Карела Чапека, Вальтера Газенклевера, Эрнста Толлера, в которых они находят черты, созвучные реалиям эпохи. Музей представляет материалы, связанные с этими постановками - эскизы художников Юрия Анненкова, Натана Альтмана, Моисея Левина, Владимира Дмитриева, Александра Рыкова, фотографии сцен из спектаклей, макеты, костюмы и другие театральные раритеты.
Особняком стоят произведения музыкальных театров - балеты Леонида Мясина для Дягилевской труппы Ballets Russes в декорациях Михаила Ларионова, а также шедевры советских театров: балет "Красный вихрь" на музыку Владимира Дешевого (сценография Леонида Чупятова), оперы "Воццек" Альбана Берга (сценография Моисея Левина), "Прыжок через тень" Эрнста Кшенека и "Дальний звон" Франца Шрекера (обе в декорациях и костюмах Владимира Дмитриева). Отдельный сюжет экспозиции связан с экспериментальным проектом "Ревизор", осуществленным режиссером Игорем Терентьевым и группой учеников Павла Филонова в Театре Дома Печати в 1927 году. Безусловный интерес представят материалы, связанные с творчеством одного из самых ярких актеров того времени Михаила Чехова.
Последняя постановка, стилистически относимая к экспрессионизму, - опера "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича в театре МАЛЕГОТ в оформлении Владимира Дмитриева - была создана в 1934 году.
Выставка "Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма" основана на материалах из фондов Музея театрального и музыкального искусства. Это прежде всего эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы, рукописи и документы, афиши спектаклей. Украшением любой экспозиции являются объемные материалы - макеты декораций, сценические костюмы. Костюмы 1920-х годов плохо сохранились. Тем ценнее выглядят платья главных героинь, исполненные по эскизам Владимира Дмитриева к спектаклю "Прыжок через тень" в 1927 году. Выставку дополняют материалы из Центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, посвященные московским экспрессионистским постановкам, документы из Государственной театральной библиотеки, а также макеты и рисунки из музеев БДТ, Мариинского и Михайловского театров. Атмосферу Петрограда - Ленинграда 1920-х годов должны передать фрагменты документальных фильмов того времени.
Экспонаты выставки представлены в солидном альбоме-каталоге, снабженном развернутыми научными статьями о путях экспрессионизма в русском театре начала XX века.
Куратор выставки "Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма" - старший научный сотрудник Музея театрального и музыкального искусства Елена Грушвицкая.
Художник проекта - Юрий Сучков.
В научной разработке выставки принимали участие научные сотрудники музея Дарья Рыбакова и Ольга Краева.